Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Беле-Кушальское)

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Беле-Кушальское построен в 1824–1842 гг. Закрыт в 1930-х гг., восстановлен в 2000-х гг. 12 июня 2011 г. в храме возобновлена церковная жизнь.
История Казанского храма

Первая деревянная Казанская церковь в селе Беле-Кушальское была построена в 1759 г. В 1824 г. рядом с заметно обветшавшим деревянным храмом было начато строительство каменной церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская». Место для строительства освидетельствовал архитектор Н. Н. Легранд, являвшийся с 1812 г. Тверским губернским архитектором. Некоторыми исследователями ему приписывается и авторство проекта. Однако официально архитектором церкви в селе Беле-Кушальское считается И. Ф. Львов. Храм строился на средства прихожан, значительную сумму пожертвовал помещик У. И. Мартынов. Строительство завершилось в 1842 г., приделы церкви освящены в 1847 г. В 1854 г. старый деревянный храм был разобран.

В 1902–1903 гг. по проекту епархиального архитектора Твери Александра Петровича Федорова в обе стороны была расширена трапезная за счет пристройки приделов Дмитрия Солунского и Иоанна Предтечи. Для этого разобрали боковые стены первоначальной трапезной, в их линии поставили две пары столбов, выложили новые своды и подпружные арки, повторившие прежние конструкции.

В 1930-х гг. храм был закрыт. В XX веке своды и столбы трапезной были разрушены, утрачены главы церкви и колокольни. В 1991 г. церковь возвращена верующим. Во второй половине 2000-х – начале 2010-х гг. проводились работы по реставрации и восстановлению святыни. 12 июня 2011 г., в день Святой Троицы, в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери села Беле-Кушальское Тверской области возобновилась церковная жизнь.

Архитектура и роспись

Здание выстроено из кирпича и снаружи оштукатурено. В строительстве был широко использован белый камень, из белокаменных блоков состоит нижняя часть цоколя, а верхняя – из отесанного гранита. Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Беле-Кушальское является ярким памятником тверского культового зодчества, сооруженным в стиле позднего классицизма.

Четверик храма, имеющего продольно-осевую симметричную композицию, венчает барабан-ротонда с 12 окнами в виде арок и пологий купол на ступенчатом аттике. Составляющие пониженного алтаря – центральная полукруглая апсида и фланкирующие ее прямоугольные жертвенник и дьяконник. Трапезная в плане прямоугольная и вытянута по поперечной оси. Высокая трехъярусная колокольня состоит из трех четвериков, убывающих кверху, с арочными проемами. Фасады церкви имеют строгий и одновременно парадный вид. Основная роль в общей композиции сооружения принадлежит равным четверику по высоте боковым портикам с четырьмя белокаменными колоннами тосканского ордера, далеко отстоящими от стен. На стене с колоннами перекликаются оригинальные трехъярусные пилястры в простенках арочных проемов. Прямоугольные окна на флангах фасадов заглублены в высоких нишах и завершены сандриками на кронштейнах. Боковые части алтаря покрыты ленточным рустом на 2/3 высоты. Фасады трапезной, в средней части имеющие пять прямоугольных проемов, выделены трехоконным ризалитом, завершенным аттиком. Колокольня наиболее нарядно украшена декором. В оформлении нижнего яруса выделяются филенчатые пилястры. Второй ярус украшен колоннами в углах и арках проемов. Третий ярус оформлен широкими лопатками и завершен фронтонами с круглым отверстием резонатора.

В просторном и хорошо освещенном интерьере храма четыре широко расставленных сложной формы пилона несут при помощи парусов и подпружных арок купольную ротонду. Неглубокие рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками на торцах, угловые ячейки – крестовыми, у апсиды – коробовый свод с конхой и распалубками, а жертвенник и дьяконник перекрыты цилиндрическими сводами. Трапезная разделена четырьмя парами крестообразных столбов на нефы. Нижний ярус колокольни перекрывается крестовым сводом. Кирпичная лестница, ведущая на ярус звона, начинается внутри западной стены старой трапезной и продолжается в северо-западном пилоне колокольни. Вход на нее располагается снаружи, на западном фасаде трапезной.

В интерьере фрагментарно, в плохом состоянии сохранилась роспись маслом, выполненная в 1875 году, имеющая необычную трактовку ряда сцен, выполненных в духе академической живописи. Цветовая гамма сдержанная, холодная с преобладанием бледно-зеленых, желто-коричневых и фиолетовых тонов. В куполе изображены «Новозаветная Троица» и архангелы, на парусах – евангелисты, в простенках барабана – апостолы. На коробовом своде южного рукава композиция «Благовещение», выдержанная в насыщенных коричневых, красных и синих тонах, с фигурами Марии и архангела Гавриила. Боковые стены украшены живописью, расположенной в два яруса. На северной стене – традиционные изображения апостолов внизу и сцена «Явление Христа народу», над окном с восточной стороны – композиция «Благовестие Захарии». На южной стене расположены композиции: «Христос-отрок поучает во храме» (вверху), святые митрополиты (внизу), «Встреча Марии и Елизаветы» (вверху с восточной стороны). Композиции богородичного цикла выделяются среди других изящными, удлиненными фигурами, которые как бы парят над землей. Над несохранившимся иконостасом, на восточной стене находятся три композиции на тему «Страстей»: «Моление о чаше», «Распятие», «Положение во гроб». В конхе алтаря – композиция «Сошествие Святого Духа», на северной стене – «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама». На пилонах колокольни частично сохранились фигуры апостолов Петра и Павла и ангелов со свитками.