Показать регионы

Церковь Мины, Виктора и Викентия (Тверь)

Храм в честь святых мучеников Мины, Виктора и Викентия в Твери построен в начале XIX века на месте прежней церкви, позднее был расширен, является важной архитектурной доминантой Затверечья.
История храма

Первое упоминание о церкви Мины, Виктора и Викентия в писцовых книгах относится к 1628 г. А до этого на её месте существовало два храма: в честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских и в честь святой мученицы Мины. Время разрушения Афанасиево-Кирилловского храма неизвестно, но в тексте указа консистории от 1794 г. отмечена только церковь Мины. Этим документом священнику Прокопию Львову предписывалось осуществить разбор ветхой деревянной церкви и материал от нее употребить на обжог кирпича для строящегося каменного храма в честь святой великомученицы Варвары. 

Храм был построен и освящен в 1805 г. Первоначально церковь, покрытая тёсом, имела деревянную колокольню на каменных столбах. В 1819 г. была построена каменная колокольня, а в 1823 г. тёсовую кровлю заменили железной. В 1858 г. с северной стороны был пристроен придел, освященный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 

В храме Мины, Виктора и Викентия торжественно отмечали праздник пророка Илии, совершался крестный ход в деревню Константиновку, в которой стояла деревянная часовня. В церкви имелась особо почитаемая икона святителя Николая с его частицами мощей, а также с частицами мощей святого Иоанна Милостивого.

От дореволюционной Мино-Викторовской церкви уцелел крупный восьмерик на низком четверике. Трапезная, придел и колокольня были разрушены в 1940–1960-х гг. И до сих пор храм является важнейшей архитектурной доминантой затверецкой части города. 

В 1976–1977 гг. была выполнена частичная реставрация здания.

Архитектура

Основной объем представляет собой «восьмерик на четверике». Кирпичная кладка покрыта тонким слоем штукатурки, цоколь и детали декора белокаменные. Высота восьмерика в полтора раза больше высоты несущего объема. Алтарная апсида равна по высоте квадратному четверику храма и тоже почти квадратная, восточная стена по-барочному выгнута. Огибающие угловые лопатки четверика и алтарной апсиды декорированы ленточным рустом и заглублены от плоскости фасада. Симметричные фасады четверика разделены лопатками. Все проемы четверика и алтаря прямоугольные. Крупные арочные окна каждой грани восьмерика фланкированы сдвоенными пилястрами. Ребра восьмерика выступают между пилястрами в духе развитого барокко, а его грани завершены массивным антаблементом с плоским фризом, над которым расположен высокий карниз, измельченный сложной профилировкой.