Показать регионы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Тургиново)

Каменный храм Покрова Богородицы в селе Тургиново построен в первой половине XIX века на месте более древней церкви. Пятикупольный четырёхстолпный храм выполнен в стиле классицизма с элементами псевдорусского стиля. В настоящее время является действующим.
История

Первое упоминание о селе Тургинове с Покровской церковью содержится в писцовых книгах 1539–1540 гг., в этот период оно являлось поместьем князя С. И. Глинского. В 1628 г. село упоминается как вотчина Ивана Никитича Романова, младшего брата патриарха Филарета и дяди государя Михаила Фёдоровича – первого царя из рода Романовых. В это время здесь стояла деревянная Никитская церковь. 

После кончины Никиты Никитича Романова Тургиново было отписано на царя. В 1682 г. Фёдор III Алексеевич пожаловал село своей теще Домне Богдановне Апраксиной и ее детям. 

Первый каменный храм в Тургинове появился не позднее середины XVIII века, о чем свидетельствует указанная в источниках переделка сводов церкви, датируемая 1768 годом. 

В XIX веке село находилось во владении Неплюевых, ведущих свой род от Андрея Кобылы, предка Романовых. В 1835 г. на средства Ивана Николаевича Неплюева по проекту архитектора Николая Львова была выстроена новая каменная церковь, освященная в честь Покрова Богородицы. В 1876 –1887 гг. по проекту, выполненному архитектором В. И. Кузьминым, храм расширили двумя приделами – Святой Троицы и Страстной иконы Божьей Матери, а колокольня была надстроена двумя ярусами. Работы по обустройству Покровской церкви и прилегающей территории продолжались фактически до Октябрьской революции.

В 1911 г. в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тургиново крестились будущие родители президента России Владимира Путина.

В советские годы церковь не избежала печальной участи других храмов: в 1935 г. она была закрыта и перестроена в клуб. Здание лишилось пятиглавого завершения основного объема, практически полностью была разобрана колокольня, оставили лишь нижний ярус. Часть проемов была заложена, внутреннее пространство разделено на два этажа. Немало сил приложил последний церковный староста Петр Коновалов, чтобы сохранить от церкви все, что возможно: росписи закрасили простым мелом, проемы заложили таким образом, чтобы их легко было разобрать. Поэтому, несмотря на значительные перестройки, на стенах сохранилась большая часть академической масляной живописи второй половины XIX века.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1945 г. было подано ходатайство об открытии храма, но оно было отклонено решением Облисполкома от 19 сентября 1945 г. 

Повторную попытку неравнодушные граждане предприняли в середине 2000-х гг. В 2005 г. по инициативе жителей Тургинова было принято решение о восстановлении церкви. Уже в 2007 г. в ней появились первые прихожане. В возрождающуюся церковь начали приносить старые иконы, сохранившиеся на чердаках и в кладовых местных жителей. К 2011 г. Покровский храм в селе Тургиново, являющемся малой родиной В. В. Путина, был полностью восстановлен на средства администрации президента. Важная роль в его возрождении принадлежит священнику Андрею Миляеву, начинавшему восстановление святыни еще без высокой поддержки.

Архитектура и убранство

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с боковыми приделами представляет собой прямоугольный, вытянутый в поперечном направлении объем со скругленными восточными углами. К основному объему с восточной стороны примыкает полукруглая апсида, с западной – первый, прямоугольный в плане, ярус колокольни, вытянутый с севера на юг. 

Фасады приделов делятся пилястрами на три неравные части. Среднее, более широкое, прясло акцентировано крупным трехчастным полукруглым окном второго света. Входной проем северного фасада сохранил арочную перемычку и массивный архивольт, на южном фасаде проем переделан. Прямоугольные боковые окна завершены полукруглыми нишами и обрамлены наличниками с развитыми сандриками, выше находятся круглые окна второго света. По всему периметру стены основного объема увенчаны антаблементом с изящно профилированным карнизом. 

Внутри пространство церкви ограничено четырьмя мощными пилонами со срезанными внутренними углами. На пилоны и подпружные арки между ними при помощи парусов опирается круглый барабан. Приделы перекрыты крестовыми сводами, а узкие необычные пространства с запада и востока от центра храма – коробовыми сводами. Апсида и в первый ярус колокольни имеют плоские перекрытия. 

В Покровской церкви сохранились фрагменты академической масляной живописи второй половины XIX века. Отличительной особенностью росписи барабана и верхних частей центрального объема является тонкий колорит и богатые гризайльные рамы. В барабане написана композиция «Несение креста», выполненная по образцу гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. С его же гравюры написана композиция «Дочь фараона находит младенца Моисея», отличающаяся непринужденностью поз, изысканным рисунком, изобретательностью в изображении разнообразных тканей. Евангелисты, размещенные в парусах, возможно, написаны в начале XX века, в пользу чего свидетельствуют яркий голубой фон, грубоватый Т-образный орнамент, укрупненные символы, особенно антропоморфный лев и телец. На западной стене северного придела, в верхней её части, сохранилась композиция «Суд царя Соломона», обладающая динамичной композицией и ярким колористическим решением.