Показать регионы

Церковь Рождества Христова (Рождествено)

Рождественская церковь – кирпичный храм начала XIX века в селе Рождествено. Закрыт в советское время, находится в полуразрушенном состоянии.
Раньше в селе Рождествено стоял деревянный храм, построенный в 1695 г. 

В 1803–1810 гг. на средства прихожан была возведена каменная церковь Рождества Христова, а старая деревянная церковь в 1813 г. была разобрана. В 1811 г. в новой церкви был освящен придел Михаила и Федора Черниговских, в 1814 г. состоялось освящение церкви. К этому моменту был сооружен только первый ярус кирпичной колокольни. Полностью колокольня была построена по новому проекту в начале 1820-х гг. Предположительно, на рубеже 1850-х – 1860-х гг. было завершено строительство трапезной с тремя приделами – Святой Троицы, Михаила и Федора Черниговских, Казанской Божьей Матери. 

Кирпичное здание с оштукатуренными стенами и белокаменными деталями представляет собой довольно редкий для сельского приходского храма пример постройки, выполненной в формах зрелого классицизма. К основному объему храма, представляющему собой трехсветный четверик, с востока пристроена широкая со скругленными углами апсида, с запада – прямоугольная обширная, поперечно ориентированная трапезная, в объем которой включен нижний ярус колокольни. Над нижним ярусом колокольни надстроены еще три четверика, углы верхнего из которых срезаны. 

Фасады храма разделены карнизом горизонтально на две почти равные части, вертикально – на три части, что акцентировано тосканскими пилястрами. На средней оси фасада находится двухколонный портик тосканского ордера и окно-серлиана третьего света над ним. Нижние оконные проемы прямоугольные, окна второго света, вписанные в полукруглые ниши, имеют почти квадратную форму. Боковые окна третьего света вверху выделены полукруглыми, украшенными лепными розетками, нишами. Стены апсиды, напоминающие глухую аркаду, расчленены широкими арочными нишами с заглубленными в них прямоугольными окнами и тосканскими пилястрами. Окна на фасадах трапезной арочные с простыми наличниками, их простенки декорированы пилястрами. Все ярусы колокольни прорезаны арочными проемами. Нижний ярус украшен ленточным рустом, третий ярус декорирован двухколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, в срезанных углах верхнего (четвертого) яруса колокольни поставлены пары ионических колонн. 

В интерьере Рождественской церкви частично сохранилась масляная живопись конца XIX – начала XX столетий, выполненная не менее чем тремя мастерами в разных направлениях позднего академизма. Большая часть росписи сохранилась на стенах четверика, за образцы для нее были взяты гравюры Гюстава Доре и Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Фрагментарно сохранившаяся роспись на стенах трапезной выполнена профессионально, в свободной манере. Относительно хорошо сохранилась живопись в колокольне, выполненная в начале XX века в живом, непосредственном, народном стиле. Все композиции, помещенные на сером фоне, заключены в орнаментальные рамы различного рисунка. 

До конца XX века на своде четверика еще сохранялась композиция «Моление Троице» с предстоящими Богородицей, архангелами Михаилом и Гавриилом, Иоанном Предтечей. В парусах находились евангелисты, в простенках между окнами апсиды были «Положение во гроб» и «Снятие с креста». На южной и северной стенах четверика сюжеты располагались в три ряда. Вверху два ряда занимал христологический цикл. В простенках между окнами второго света южной стены находились композиции «Христос с самарянкой у колодца» (по одноименной гравюре Гюстава Доре) и «Благословение детей». Второй ряд украшали композиции «Бегство в Египет» (по гравюре Гюстава Доре) и «Поклонение волхвов» (по оригиналу Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда). Эти образцы в росписях были существенно изменены. На северной стене находились композиции «Беседа Христа с Никодимом» (второй ряд) и «Христос и грешница» (третий ряд). Во втором ярусе между композициями помещены полуфигуры святых в медальонах: на южной стене – святителей Николая и Феодосия Черниговского, митрополита Алексия; на северной стене – преподобных Сергия Радонежского, Макария Калязинского, Нила Столобенского. Нижний ряд на южной стене украшен композицией «Распятие» и фигурами Петра и Павла, объединенными одной рамой, на северной стене – фигурами Бориса и Глеба, Владимира и Александра Невского. На западной стене росписи сохранились только в верхней части, здесь центральной является композиция «Исцеление немого бесноватого» (по гравюре Гюстава Доре). Простенки между окнами южной стены трапезной украшены фрагментарно сохранившимися фигурами святителя Феодосия Черниговского и пророка Давида. 

В советское время храм закрыли, с годами он был заброшен. В настоящее время церковь лишена пятиглавия, утрачена также глава колокольни, своды трапезной разрушены, ряд проемов заложен.