Показать регионы

Церковь Троицы Живоначальной (Нестерово)

Церковь Троицы Живоначальной – каменный трехпрестольный храм в деревне Нестерово Калининского района Тверской области, построенный в 1819–1830 гг. в стиле позднего классицизма.
История храма

Каменная Троицкая церковь в центре села Нестерово Старицкого уезда Тверской губернии возводилась на средства прихожан с 1819 по 1830 гг. Она имела два придела: преподобного Сергия Радонежского и Похвалы Божией Матери. Рядом со строящимся храмом стояла деревянная церковь Похвалы Божией Матери, построенная в 1647 г. В 1832 г. этот храм, пришедший в ветхость, был разобран, а один из приделов новой каменной церкви в память о нем был освящен в честь Похвалы Божией Матери. Главный престол освящен в 1841 г. Предположительно, в 1872 г. сооружена южная пристройка к нижнему ярусу колокольни. 

В начале 1930-х гг. храм был закрыт, в послевоенное время в здании была размещена колхозная ремонтная мастерская. В советский период были разрушены четырехколонные портики церкви, выломана часть стен северного фасада храма, а также южного фасада трапезной. В притворе (нижний ярус колокольни) частично уцелела масляная живопись второй половины XIX века.

Архитектура

Храм Троицы Живоначальной в Нестерове – яркий пример сельской приходской церкви, выстроенной в стиле позднего классицизма. Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями и цоколем отличалось выразительной объемно-пространственной композицией, симметричной относительно продольной оси, и развитым декором. 

Основной объем Троицкой церкви представляет собой четверик со скругленными углами, расширенный с севера и юга и завершенный световой ротондой с куполом, увенчанным глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. К основному объему с востока примыкает полукруглая апсида, равная по ширине четверику, с запада – трапезная, также со скругленными углами. Трехъярусная колокольня состоит из поставленных друг на друга четвериков разной высоты. Симметрия первоначальной композиции храма несколько нарушена южной пристройкой к первому ярусу.

В стенах церкви прорезаны прямоугольные проемы, завершенные полукруглыми нишами, – вход в центре и окна по бокам. Фасады обработаны ленточным рустом. Колоннам портиков (ныне утраченным) на стенах отвечают капители, близкие к тосканскому ордеру. В ротонде имеется восемь широких арочных окон, в апсиде – пять окон прямоугольной формы, завершенных полукруглыми нишами, стены апсиды на высоту проемов декорированы ленточным рустом. Средние части фасадов трапезной выделены ризалитами с трехчастной композицией окон по типу серлиан с массивными полуколоннами. Прямоугольные оконные проемы на флангах фасадов украшены сандриками-полочками, скругленные углы покрыты ленточным рустом. В нижнем ярусе колокольни устроены проемы в два света – внизу прямоугольные, вверху трехчастные полукруглые. Окна второго яруса круглые, третьего – арочные. Оба верхних яруса завершены треугольными фронтонами. 

Четверик храма при помощи парусов несет купольную ротонду. Пространство основного объема связано высокими и широкими арками с апсидой, перекрытой конхой, узкими боковыми помещениями и трапезной. Крестовые своды трапезной опираются на четыре столба: два свободно стоящих западных и два восточных столба, которые примыкают к поперечным стенам, отделяющим придельные алтари. Помещения придельных алтарей полукруглой формы перекрыты конхами. Средняя часть первого яруса колокольни перекрыта крестовым сводом. 

В колокольне фрагментарно сохранилась масляная живопись 2-й половины XIX столетия, выполненная в академической манере. Живописные вставки на лиловом фоне заключены в профилированные белые рамы. На восточной стене над входом в трапезную – изображение Христа на престоле, по сторонам – изображения стоящих ангелов со свитками, содержащими тексты из Библии. Изображение ангела на северной стене очевидно переписано в начале XX века: ярче стал колорит одежд, жесты динамичнее, черты лика перекликаются с образами картин Михаила Нестерова. На южной стене сохранились фрагменты композиции «Лепта вдовицы», написанной по образцу гравюры П. Г. Доре.