Показать регионы

Церковь Троицы Живоначальной (Романово)

Свято-Троицкий храм – памятник церковного зодчества середины XVIII столетия федерального значения, в настоящее время не действующий, расположен на одной из окраин села Романово. Живописность храму придает обилие декоративных элементов, ярко подчеркивающих архитектурный стиль деревенского барокко.
Восточную окраину деревни Романово, раскинувшейся на левом берегу реки Орша, украшает белокаменный Троицкий храм, выстроенный на месте старой деревянной церкви на пожертвования помещика, владельца тогдашней деревни Романово А. В. Семенова и прихожан в 1765–1768 годах. Для своей вотчины помещик денег не жалел, поэтому храм, освященный в честь Троицы Живоначальной с приделом Александра Свирского получился большим и светлым.

К Троицкой церкви, выстроенной по типу «восьмерик на четверике» и увенчанной глухим восьмигранным барабаном с ложными окнами, оформленными белокаменными фигурными наличниками и архивольтами, с восточной стороны пристроена полукруглая апсида, как и сам храм, завершенная барабаном восьмигранной формы чуть меньшего размера. С западной стороны арочным проемом церковь соединяется с квадратной в плане трапезной с приделом прп. Александра Свирского и церковной колокольней. После реставрации, проведенной в 1907–1909 годах по проекту и под руководством епархиального архитектора Твери Александра Петровича Федорова южный Александро-Свирский придел перестроили, и он на треть закрыл основной восьмигранный объем храма и первый ярус трехъярусной колокольни, завершенной восьмигранным глухим барабаном и составляющей единый архитектурный ансамбль с храмом и трапезной.

Нарядность и пышность Свято-Троицкой церкви придает обилие декоративных элементов, богато смотрящихся на фасадах и барабане основного четверика и апсиды, в оформлении арочных окон и внутреннем убранстве храма, изобилующем растительными орнаментами, выполненными клеевыми красками в голубых и охристых тонах в начале XIX столетия и частично сохранившимися в интерьере храма.

Каждый из фасадов Троицкого храма оформлен пилястрами, портал центрального входного проема украшен декоративным карнизом (сандриком) и изящным орнаментом в виде завитка раковины (рокайлем) – главным элементом архитектурного стиля рококо. Ложные окна барабанов основного объема и апсиды декорированы фигурными рамочными наличниками. Северный фасад трапезной декором перекликается с четвериком храма, в отличие от южного Александро-Свирского придела, оформленного в эклектическом стиле, главенствующее место в котором занимают элементы классицизма.

Трехъярусная колокольня с пирамидальным высоким глухим барабаном внешним оформлением схожа с четвериком Троицкой церкви – порталы первого яруса декорированы так же, как и фасады храма – пилястрами, сдвоенными на углах и различными белокаменными фигурными элементами. В северной части колокольни устроен вход внутрь, и по внутристенной лестнице, огибающей южную, восточную и западную стены, можно попасть на второй и третий ярусы церковной звонницы. К сожалению, никаких сведений ни о колоколах, ни об их количестве до настоящего времени не сохранилось.

Как и любой православный храм, Троицкую церковь расписывали сюжетами на христианскую и библейскую тематику, на фресках изображали великие двунадесятые праздники, Господа-Вседержителя, ангелов, пророков и апостолов. В сохранившихся фрагментах настенной клеевой живописи основного восьмерика Троицкого храма хорошо просматриваются композиции, символизирующие духовное небо – «Новозаветная Троица», «Силы небесные» на сводах алтаря. На стенах расположены сюжеты из Нового Завета, где южную стену украшает фреска «Господь-Вседержитель в доме Марфы и Марии», северную – «Иисус Христос и самаритянка», западную – «Иисус Христос и грешница», западную стену четверика – «Сошествие Святого Духа» и ангелы, несущие иконы (с южной стороны Спас Нерукотворный, с северной – Пресвятая Богородица). Во II половине XIX столетия фрески поновили, расписав их маслом.

К сожалению, о Троицком храме и его священнослужителях сохранилось совсем немного сведений. Лишь известно, что с декабря 1882 года по март 1904 года в церкви служил священником иерей Леонид (в миру Леонид Никифорович Чекалов), а в начале 1930-х годов, его сын – пресвитер Александр.

Для прихожан деревни Романово в начале XX столетия наступили тяжелые времена. Их святыня – Троицкая церковь не избежала участи тысяч других православных храмов, повсеместно закрываемых и разрушаемых атеистами-большевиками. В 1930 году храм закрыли, отца Александра вынудили оставить родную церковь и приход, а в 1937 году и вовсе арестовали и после нескольких допросов в ноябре 1937 года расстреляли. Иерей Троицкой церкви отец Александр в августе 2000 года причислен к лику новомучеников.

В настоящее время храм находится в запустении, хотя на рубеже XX–XXI столетий местные энтузиасты пытались провести ремонтно-восстановительные работы, о чем сейчас напоминают только остатки строительных лесов, опоясавших апсиду. Время идет, и Троицкая церковь постепенно продолжает разрушаться. Уже нет глав на самом храме, колокольне и апсиде, в своде трапезной зияют два провала и разрушен ее северо-западный угол.

Все-таки хочется надеяться, что белокаменный Свято-Троицкий храм вновь откроет двери для прихожан. И найдутся благотворители и меценаты, готовые возродить к жизни памятник русской архитектуры, в котором удивительным образом сплелись стиль барокко и своеобразные художественные формы неповторимого провинциального колорита.