Показать регионы

Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково)

Церковь Воздвижения Креста Господня (Рождества Пресвятой Богородицы) – бывший храм православной общины «Труд и молитва» Христорождественской обители Твери. Выстроенная в начале XX столетия и вскоре закрытая, в настоящее время церковь не действует, а само здание находится в аварийном состоянии.
История храма, расположенного в деревне Волково Рамешковского района Тверской области, началась в первое десятилетие минувшего века, когда по инициативе священника Алексея Былинкина в 28 километрах от Твери, в тихой спокойной деревне Савиха у реки Кушалка была образована православная община Христорождественской женской обители, ставшая не только её загородным хозяйством, но вскоре и небольшим общежительным монастырём. Земли двух деревень – Савихи и Волково, на которых расположилась новая обитель, были куплены сыном священника А. Былинкина, а настоятельницей монастыря стала сестра священника – игуменья Анна.

В 1903 году на противоположном берегу Кушалки, на территории деревни Волково был выстроен первый деревянный храм монастыря, освящённый, видимо, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и имевший два придела – Воздвижения Креста Господня и Всех Святых. Спустя семь лет,  в 1910 году Рождественский храм перестроили в камне, предположительно освятив его уже в честь Воздвижения Креста Господня с престолами в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива. И хотя документальных подтверждений этому нет, а единственные письменные доказательства о поименовании храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы содержатся в хранящейся в Государственном архиве Тверской области «Справочной книги по Тверской епархии на 1915 год», в настоящее время храм более известен именно как Крестовоздвиженский.

Такая путаница в названии могла произойти по двум причинам – либо Рождественскую церковь стали называть Крестовоздвиженской по устроенному в ней приделу, либо действительно в 1910 году её переосвятили в честь Воздвижения Креста Господня. В любом случае, оба названия храма имеют право на существование, поэтому в разных источниках он и называется по-разному.

К 1912 году в общине-монастыре кроме Крестовоздвиженского храма появились каменный дом для священника, сторожка и два одноэтажных деревянных корпуса, в которых проживали престарелые монахини из Твери и окрестных деревень. У инокинь был свой общежительный устав, и кроме совместных молитв и трапез они проходили различные послушания в большом подсобном хозяйстве – ухаживали за домашним скотом, выгон для которого по периметру был обсажен ельником, обрабатывали огород, сад и ловили карасей, населявших общинный пруд.

Выстроенный храм стал украшением деревни Волково – силуэт его краснокирпичного нарядно декорированного в верхней части каменным фризом двусветного четверика с высокими прямоугольными окнами, обрамлёнными фигурными каменными наличниками, увенчанного пятью луковичными главками на высоких тонких глухих барабанах, обширной трапезной и трёхъярусной колокольней с шатровым навершием и такой же луковичной главкой, был виден далеко окрест. Праздничным было и внутреннее убранство церкви – живописный деревянный резной трёхъярусный иконостас украшали иконы, печь была выложена изразцами, а стены и своды были оштукатурены.

Судьба обители и её храма оказалась трагичной – в октябре 1917 грянула революция и вскоре монастырь-общину упразднили. Но богослужения в церкви продолжались, и в 1936–1937 годах в ней служил священник Владимир Чекалов (впоследствии причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских), после ареста и расстрела которого храм всё-таки закрыли.

Долгие годы в здании церкви размещались склады и мастерские промышленного комбината, бросившего там после выселения ремонтную технику и инструменты. Эти немые свидетели бывшего трудового прошлого до сих пор разбросаны по всему зданию церкви. А в одном из церковных строений в советский период действовало отделение Министерства финансов СССР – трудовая сберегательная касса.

Несмотря на то, что Крестовоздвиженский храм является одним из объектов историко-культурного наследия Рамешковского района Тверской области, судьба его удручающа – за долгие десятилетия разрухи здание обветшало (выбиты окна, утеряны иконы и церковная утварь, во многих местах прогнил и обвалился деревянный пол). И ремонтировать церковь вряд ли планируют, ведь после передачи в конце 1990-х годов православных храмов Тверской области в ведение РПЦ, в списке принятых в ведение Тверской епархии она не числится.