Показать регионы

Мавзолей Бэндэбикэ

Мавзолей Бэндэбикэ – сооружение XIV–XV вв., развалины которого обнаружены в 1966 году на территории кладбища села Максютово. Памятник культуры, занесен в реестр «Юнеско».
В 1966 году при археологических раскопках на территории кладбища села Максютово Кугарчинского района были обнаружены развалины монументального сооружения. В разрезе они характерны для археолого-архитектурного памятника – мавзолея (кэшэнэ).

Обнаруженные развалины мавзолея Бэндэ-Бикэ представляют собой сооружение в плане размером около 7х9 м, выложенное из плохо обожженных плит сырца. Судя по очертаниям плана, дом имел достаточно мощный портал, внутреннее помещение составляло около 5 х 4,5 м, по характеру расположения обвалившейся верхней части – это был ложный свод, что характерно для двух других подобных мавзолеев XIV века, находящихся на территории Башкортостана в первозданном (мавзолей Тура-Хана) виде, либо в перестроенном (мавзолей Хусейн-Бека).

Останки Бэндэ-Бикэ в ходе археологических раскопок под руководством профессора Мажитова Н. А. были вывезены за пределы республики. Местные старожилы не согласны с такой постановкой вопроса и связывают с этим различные погодные катаклизмы. В связи с тем, что население республики все чаще поднимает этот вопрос, назрела необходимость возврата останков Бэндэ-Бикэ на историческую родину.

Мавзолей Бэндэ-Бикэ имеет архитектурную, историческую и культурную ценность не только для Кугарчинского района, но и для всей Республики Башкортостан. Над раскопанными стенами мавзолея Бэндэ-Бикэ ведется сооружение защитного каркаса. Этот памятник культуры занесен в реестр «ЮНЕСКО».

Легенда о Бэндэ-Бикэ

Согласно легенде, описанной в книге Мажитова Нияза Абдулхаковича «Тайны древнего Урала» – это кэшэнэ Бэндэ-Бикэ, очень умной и храброй женщины, жившей в этих местах 7 столетий назад. В легенде говорится, что в давние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов казахских и башкирских племен. Решительная Бэндэ-Бикэ сумела уговорить своих соплеменников жить с соседями в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением и популярностью не только у соплеменников, но и окружающих народов.

Бэндэ-Бикэ воспитывала мальчика Еренсэ-сэсэна, и когда он достиг совершеннолетия и стал батыром, вышла за него замуж. Но с течением времени Бэндэ-Бикэ постарела, а Еренсэ-сэсэн, будучи в расцвете сил, обольщенный боевыми успехами, начинает подумывать о набегах на казахов. Бэндэ-Бикэ решительно возражает ему, предсказывает неудачу. Но, не послушав ее совета, Еренсэ-сэсэн отправляется в поход. Расстроенная этим Бэндэ-Бикэ умирает. Согласно легенде, башкиры исполнили ее просьбу. Бэндэ-Бикэ завещала: «Если умру, внесите меня в дом и завалите землей окна и двери. Пусть мой дом станет мне могилой».

А Еренсэ-сэсэн терпит поражение и сам попадает к казахам в плен. Казахские старейшины, узнав от Еренсэ-сэсэна, что он является мужем всеми уважаемой святой Бэндэ-Бикэ, отпускают его домой.

По дороге от встречных путников Еренсэ-сэсэн узнает о смерти жены. От позора и горя он, ударив кнутом своего коня, бросается с высокой скалы. Местные жители деревни Ургин называют эту скалу «Камчатау». Недалеко от этой скалы башкиры хоронят его вместе с атрибутами воина-батыра и с конем, соорудив над могилой курган из каменных глыб. Этот курган находится примерно в 18 км от кэшэнэ Бэндэ-Бикэ в труднодоступном горном ущелье реки Лесная Ургинка.