Показать регионы

Музей А. С. Пушкина (Берново)

Музей Пушкина в Берново – одно из памятных мест Тверского края, связанное с именем гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина. Живописная природа бывшей дворянской усадьбы Вульфов, у которых неоднократно гостил поэт, её радушные хозяева и передаваемые из уст в уста народные предания вдохновили А. С. Пушкина на создание многих литературных шедевров.
Об усадьбе Берново

Своё название – Берново – таможенное поселение на границе Старицкого удельного княжества и земель Великого Новгорода получило по фамилии бояр Берновых, владевших поселением в XV столетии. Через село пролегал путь, связывающий между собой крупные торговые центры Тверь и Новгород, а окрестности были богаты лесами со зверем и птицей, поэтому новые владельцы, оценив всю выгоду от расположения имения, вскоре обустроили в нём большой господский дом и хозяйственные постройки, а в самом селе появились новые добротные дома. Берново богатело, разрасталось и к началу XVI столетия было одним из самых благоустроенных поселений Тверской земли. Видимо, поэтому именно в нём в 1537 году останавливался удельный князь Андрей Иванович Старицкий, собиравший войско для похода на Новгород. Тогда, как гласит одна из легенд, не будучи уверенным в военном успехе, князь спрятал часть казны в дремучих берновских лесах, и до сих пор эти сокровища, будоражащие воображение кладоискателей, не найдены. 

В 1569 году царь Иоанн IV Грозный изъял усадьбу и близлежащее село в казну для нужд опричного войска, а уже в XVII столетии у Берново появился новый владелец – государев стольник Алексей Иванович Калитин, причём с его именем связана очередная легенда, гласящая, что Берново было ему пожаловано якобы в качестве оплаты за грандиозный проект. Предание повествует, что А. Калитин подрядился засадить липами всю дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга, причём из казны на это была выделена довольно большая сумма денег. За всё время владения усадьбой Калитин успел многое сделать – обновил господский дом и постройки и возвёл каменный трёхпрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но сам проект липовой аллеи осуществлён не был, выделенные из казны деньги были растрачены, поэтому Берново у А. И. Калитина отобрали и вскоре у имения появился новый владелец – бригадир и дальний родственник стольника Пётр Гаврилович Вульф, выкупивший Берново и близлежащие имения Павловское и Малинники (всего более 24 тысяч га) Старицкого уезда за мизерную по тем временам сумму – 500 золотых рублей. 

Издавна владевшие землями в Псковской губернии Вульфы прочно обосновались на тверских землях и поскольку сам Пётр Гаврилович, планировавший превратить усадьбу в цветущий уголок, сделать этого не успел, воплощал в жизнь замыслы отца уже его сын – Иван Петрович Вульф, принявший наследство в 1754 году. Благодаря Ивану Петровичу и его супруге Анне Фёдоровне (в девичестве Муравьёвой), Берново преобразилось. На высоком холме за околицей села по указу Ивана Петровича был выстроен двухэтажный особняк в стиле ампир с анфиладой просторных комнат, парадным залом и вместительными погребами в цокольном этаже. Появились новые хозяйственные постройки, перед главным фасадом господского дома насадили лиственницы, к западному фасаду протянулась липовая аллея. Также был разбит регулярный парк с множеством тропинок и небольшим, заросшим лилиями, прудом. Одна из тропинок вела к соседнему холму с высокой сосной на самой верхушке, отчего холм получил название «Парнас». 

В гости к Вульфам часто наведывались родственники со стороны супруги Ивана Петровича – семейство Михаила Никитича Муравьёва, видного деятеля Русского Просвещения времён императора Александра I и попечителя Московского университета, приходившегося Анне Фёдоровне Вульф двоюродным братом. Михаил Никитич описал Берново в своих литературных произведениях «Обитатель предместия» и «Эмилиевы письма», увидевших свет в 1815 году, а также в многочисленных стихотворениях. 

После смерти супругов Вульф (Анна Фёдоровна скончалась в 1810 году, а Иван Петрович – в 1814 году) обширное имение по завещанию было разделено между детьми, и Берново досталось младшему из сыновей Ивану Ивановичу Вульфу, в доме которого в 1828, 1829 и 1833 годах непродолжительное время гостил Александр Сергеевич Пушкин. Стоит отметить, что первый раз поэт увидел Берново во время посещения соседней усадьбы Малинники, хозяйкой которой в то время была невестка Ивана Ивановича, жена его брата Николая Прасковья Александровна Осипова (в первом замужестве Вульф) и хорошая знакомая поэта, к мнению которой он часто прислушивался. И хотя А. С. Пушкин предпочитал гостить в Малинниках (он несколько недолюбливал властного и часто жесткого хозяина Берново Ивана Ивановича Вульфа), всё же поэт на день-два останавливался и в берновском доме, где для него была устроена отдельная комната с выходящими в парк окнами и небольшим балконом. 

Живописные места Берново и окрестностей, их неповторимый колорит и фольклор как магнитом притягивали А. С. Пушкина, а красивые и грустные легенды стали толчком к написанию многих бессмертных произведений. Например, одна из легенд о любви дочери мельника к камердинеру, отданного барином в солдаты, отчего девушка утопилась в омуте, стала, по преданию, сюжетом драмы «Русалка», наброски для которой А. С. Пушкин сделал задолго до знакомства с Берново. Именно в тиши господского дома в Берново, под тихий шелест листьев вышли из-под пера поэта стихотворения «Зимнее утро», «Поэт и толпа», «Анчар» и седьмая глава романа в стихах «Евгений Онегин». 

В пушкинские времена в Берново несколько лет жила и воспитывалась внучка Ивана Петровича Вульфа Анечка Полторацкая (Анна Петровна Керн) и именно ей посвящено бессмертное стихотворение поэта «Я помню чудное мгновенье...». Шутливого, но тёплого и дружеского четверостишия удостоилась дочь хозяина имения Анна Ивановна Вульф, которой непродолжительное время в ноябре 1829 года был увлечён Александр Сергеевич. 

Атмосфера домашнего уюта, литературные вечера у камина с приветливыми дамами и их степенными мужьями, неспешные разговоры – всё это очень нравилось А. С. Пушкину, в кругу приятных людей он отдыхал душою, впитывая в себя колорит провинциальной жизни. Будучи частым гостем в имениях Вульфов (Берново, Малинниках, Павловском) и наблюдая неспешное течение провинциальной жизни, А. С. Пушкин не только окунался в спокойный и размеренный быт своих хороших знакомых, но и черпал в сельском тихом уюте вдохновение для новых литературных произведений, а некоторые из Вульфов стали прообразами главных героев его стихов и прозы. Так, один из братьев – Пётр Иванович Вульф – стал прототипом Ивана Петровича Белкина – рассказчика из «Повестей Белкина», а дочь Василия Ивановича Вельяшева и его супруги Натальи Ивановны (в девичестве Вульф) Екатерина Васильевна – прообразом Машеньки из произведения «Роман в письмах». Для неё же в 1829 году поэтом было написано стихотворение «Подъезжая под Ижоры», а три её профиля запечатлены на рукописях А. С. Пушкина, причём, один как раз на полях этого стихотворения. 

Живописные места и радушные хозяева Берново привлекали многих известных людей своего времени. В 1830-х годах к Вульфам часто наведывался хороший знакомый А. С. Пушкина – поэт, переводчик и прозаик Николай Михайлович Коншин, так же, как и его кумир, оставивший много стихотворных произведений об усадьбе и её обитателях. А в 1891 году жившему в соседнем селе Затишье русскому художнику Исааку Ильичу Левитану так понравился пейзаж омута близ усадьбы Берново, (тем более когда он узнал о связанной с этим местом старинной легенде о молодой девушке, бросившейся в воду и о том, что именно эта легенда ранее вдохновила А. С. Пушкина на написание «Русалки»), что он решил запечатлеть омут на холсте. Картина И. И. Левитана «У омута» стала одной из самых больших по размерам (150х209 см) и лучших работ мастера и в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Вульфы владели Берново до самой революции 1917 года, но после национализации бывших дворянских имений в усадьбе Берново расположилась крестьянская коммуна, а в 1935 году – школа, действовавшая в главном усадебном доме до начала Великой Отечественной войны. После окончания войны сильно пострадавший господский дом отремонтировали и в 1951 году в нём вновь открылась школа, а уже в 1971 году в одном из небольших деревянных домов усадьбы открылся музей А. С. Пушкина.

Музей Пушкина

Берновцы очень горды тем, что в их живописных местах работал и воспел их великий пиит XIX столетия, поэтому уже давно хотели увековечить память А. С. Пушкина. И вот в июне 1971 года, в день рождения великого поэта в небольшом деревянном доме (господский дом был занят школой) торжественно открылся музей и памятник великому поэту, а спустя 5 лет, в 1976 году после освобождения учебным заведением главного дома усадьбы, экспозиции музея были перемещены туда и располагаются в нём и сегодня. 

Отремонтированное двухэтажное здание с колоннами перед главным фасадом и сегодня выглядит таким, каким было во времена А. С. Пушкина. Сохранен не просто старинный особняк, но и в деталях воспроизведена атмосфера провинциальной дворянской усадьбы начала XIX столетия. 

В залах первого этажа музея представлена экспозиция, посвящённая пребыванию поэта в Старицком уезде – предметы быта пушкинских времён, портреты представителей дворянского рода Вульфов, воспроизведён «кабинет Евгения Онегина» со старинным бюро с книгами, подсвечниками, чернильницей и креслом, а разрушенные и забытые усадьбы Вульфов (Малинники и Курово-Покровское) оживают на фотографиях и картинах.

По крупицам воссозданные интерьеры анфилады залов второго этажа знакомят посетителей с бытом провинциального дворянства. В одном из залов воспроизведён кабинет хозяина особняка – Ивана Ивановича Вульфа, в другом – большая гостиная с ломберным столиком, диваном с высокой спинкой, небольшим шкафом и стоящим у окна столиком для занятий рукоделием с удобным глубоким креслом. В примыкающем к гостиной небольшом зале в пушкинские времена была столовая, о чём можно догадаться по находящемуся в нём небольшому раздвижному столику с самоваром на подносе, а также предметам сервировки и изделиям из фарфора. Для А. С. Пушкина была приготовлена отдельная комната – малая гостиная, интерьер которой сейчас составляют овальный стол со стульями, удобный диван в стиле «ампир» и ломберный столик на лирообразной ножке. 

Всего в экспозиции пушкинского музея более 200 экспонатов – мебель, портреты, предметы дворянского и крестьянского быта, книги XVIII–XIX столетий, наибольшей ценностью из которых являются публикации произведений великого поэта, увидевшие свет ещё при его жизни.

За год до открытия в Берново музея, 6 июня 1970 года там прошли литературно-краеведческие чтения, в которых приняли участие краеведы, преподаватели и студенты педагогического института (сейчас – Тверской государственный университет), журналисты, работники музеев, библиотек, архивов. Все выступления, положившие начало ежегодному пушкинскому празднику поэзии, были посвящены пребыванию А. С. Пушкина в дворянских усадьбах Старицкого уезда. 

В 1971 году этот праздник стал областным, а в 1973 году – Всесоюзным, и вот уже более тридцати лет в Берново съезжаются сотни ценителей и почитателей творчества А. С. Пушкина, чтобы насладиться неповторимой атмосферой тепла и уюта русской глубинки. 

В год открытия музея все усадьбы Вульфов, в которых часто гостил А. С. Пушкин, были объединены в один экскурсионно-туристический маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья», а его центром стал музей поэта в Берново. 

Информация для туристов

Бывшая дворянская усадьба Берново располагается вдоль шоссе Старица – Торжок. Путь туристов, начинающих свой путь по пушкинским местам из Старицы, сначала проляжет через село Братково с церковью Спаса Нерукотворного и усадьбу Малинники, а начинающие свой путь из Торжка имеют прекрасную возможность увидеть усадьбу Полторацких Грузины

Музей А. С. Пушкина в Берново открыт для посетителей ежедневно с 11.00 до 17.00 часов (выходные дни – понедельник, вторник). В архитектурно- природный ансамбль усадьбы включены старинный парк с мемориальными досками у омута, у пруда в парке и у холма «Парнас» и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, у стен которого сохранились захоронения представителей семейств Вульфов, Вельяшевых и владельцев окрестных дворянских усадеб.