Показать регионы

Спасо-Преображенская церковь (Спасс)

Церковь в честь Преображения Господня – действующий православный храм Торжокского благочиния Тверской епархии, выстроенный из дерева в XIV столетии на старинном погосте Спасский, возведен в камне в начале и расстроен в конце XIX столетия.
Возвышается над деревней Спасс белокаменный Спасо-Преображенский храм, предшественник которого появился в 12 километрах от Торжка чуть ниже по течению Тверцы в XIV столетии, чем обусловил основание на том месте погоста Спасский – древнего военного форпоста на ближайшем к Торжку рубеже.

Из истории деревянного храма

Опираясь на сведения археологов, проводивших раскопки на территории нынешней деревни, можно утверждать, что поселение, расположенное на одной из возвышенностей в излучине Тверцы, ограниченное курганным могильником и городищем с северо-западной стороны и селищем с юго-восточной стороны, отстоящее почти на равном удалении от двух других погостов – Петропавловского и Семеновского, существовало еще в XI–XIII столетиях и служило своеобразным торговым и экономическим центром для многочисленных купцов, направлявшихся водным путем в Торжок. А выгодное расположение поселения с прекрасно просматривающейся вверх и вниз по течению рекой и панорамой окрестностей, сделало погост одной из главных застав на подступах к древнему торговому городу.

Первые письменные упоминания о погосте Спасский, как о торговом поселением с церковью Спаса Преображения и одной из новоторжских губ (административно-территориальной единицы Новгородской вечевой республики в XIV столетии) встречаются в летописях от 1373 года, а следующие задокументированные сведения о нем датируются 1476 годом, где погост фигурирует в перечне земель, деревень и сел («Отводном списке Новоторжских земель»), вначале изъятых Великим князем Московским у новгородского епископа и бояр и после возвращенных им во владение. Поэтому, исходя из летописных данных, можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря устроенному на месте древнего поселения Преображенскому храму оно окончательно сформировалось как погост Спасский.

О судьбе погоста и его храма в XVI столетии сведений не сохранилось, но поселение явно увеличивалось и к началу XVII столетия было довольно большим – с добротными домами крестьян и торговцев и двумя церквями – деревянной Преображенской (теплой) и каменной Успенской (холодной) – данные об этом сохранились в одной из Писцовых книг Торжка за 1626–1627 года. В приделе Преображенского храма престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а в приделе Успенского храма – во имя прп. Александра Свирского.

Преображенский храм в камне

Преображенский храм к концу XVIII столетия изветшал, поэтому в 1785 году его Никольский престол перенесли в Успенскую церковь, а уже в 1793 году по прошению священников храма о. М. Тимофеева, о. Я. Михайлова, о. В. Иванова и прихожан архиепископ Тверской и Кашинский Ириней (Клементьевский) благословил строительство нового каменного храма с двухъярусной колокольней, который и был возведен с освящением его престолов в 1804 году. Главный престол в летней (холодной) части храма посвятили Преображению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы, северный – прп. Александру Свирскому; в теплой (зимней) части притвора расположенный в северном углу престол посвятили святителю Николаю Чудотворцу.

Устроительницами новой церкви стали сестры Перские – дворянка Екатерина Ивановна и Пелагея Ивановна (в замужестве княгиня Волконская), после смерти упокоившиеся под алтарем выстроенного на их пожертвования храма.

Начиная с 1840-х годов и до конца XIX столетия Спасо-Преображенский храм несколько раз благоустраивался. Так, в 1848 году был расширен притвор, перенесен в его центральную часть (под арку холодного храма) престол Николая Угодника и устроен новый иконостас, а к колокольне примкнула паперть с двумя боковыми входами. В 1851–1853 годах церковь оградили каменным забором с четырьмя небольшими башенками, в 1856 году вдоль западной стены холодной части храма выстроили просторные хоры, стены и своды украсили росписью на темы земной жизни Иисуса Христа и изображениями апостолов, установили новый большой иконостас, а престол во имя прп. Александра Свирского переосвятили во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 1859 году к существующим ярусам колокольни надстроили еще один и увенчали ее купол высоким винтообразным шпилем.

В 1872 году в результате проведенных широкомасштабных работ площадь Преображенского храма увеличилась почти в два раза и в таком виде он сохранился до настоящего времени. Внутренние работы проводились параллельно с перестройкой самого здания. В 1877–1878 годах в теплой части храма расширили алтарь и устроили новый иконостас; в 1887 году в холодной части настлали новые полы и упразднили престол во имя Параскевы Пятницы, а в следующем 1888 году в южной стороне теплой части храма освятили новый престол – во имя великомученика Пантелеймона Целителя и святых великомучениц Параскевы и Варвары. В 1889–1890 годах в теплой и холодной частях храма были установлены новые иконостасы, выполненные московским художником Астафьевым. Благоустраивалась и прилегающая к церкви территория – в 1891 году отремонтировали церковную ограду с башенками и расширили кладбище.

Все продолжавшиеся более полувека работы по благоустройству Спасо-Преображенского храма финансировал сначала артиллерии поручик, местный дворянин Е. С. Карамышев, после смерти которого в 1877 году жертвователем стала его жена Елизавета Васильевна, на средства которой также содержался причт храма и хор певчих. До наших дней в южной пристройке холодной части храма сохранились каменные склепы, в которых погребены супруги Карамышевы.

К началу минувшего столетия Преображенский храм был центром прихода, в 1901 году состоявшего из 30 окрестных деревень, в которых насчитывалось в общей сложности 629 дворов и 5770 прихожан обоих полов, а божественные литургии совершали протоиерей Василий Невский и священник Александр Косухин, кроме которых в причте храма числились диакон Феодор Сперанский и псаломщик Александр Богородский. К 1915 году причт церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, а на богослужения собирались 5110 прихожан мужского и женского пола.

О судьбе Спасо-Преображенской церкви в советский период сведений не сохранилось, видимо, она, как и сотни православных храмов, была разграблена и закрыта в 1920–1930-е годы, а ее звонница лишилась колоколов.

В 1990-х годах, когда началось широкое возрождение православной веры в уже отошедшем в прошлое коммунистическом государстве, Спасо-Преображенскую церковь возвратили прихожанам, назначив настоятелем священника Георгия (Белякова). Благодаря энергии протоиерея Георгия, пожертвованиям прихожан и спонсоров началось медленное восстановление святыни – вставлены окна, отремонтированы полы, очищены от пыли и наслоений сохранившиеся фрагменты старинной настенной живописи, на третий ярус колокольни подняты десять новых колоколов, самый малый из которых весит 5, а самый большой – 460 килограмм.

В настоящее время к храму приписаны две часовни в деревнях Савинские Горки и Андрианово, а на церковном кладбище похоронен известный русский химик А. А. Воскресенский, вошедший в историю науки как «дедушка химии».

Причт Спасо-Преображенского храма состоит из настоятеля, регента, трех певчих и трех пономарей, а богослужения совершаются в отремонтированном Никольском приделе. Но для того, чтобы в старинной церкви провести комплексные ремонтно-восстановительные работы, нужны немалые средства, которых в настоящее время катастрофически не хватает. Поэтому прихожане надеются, что откликнутся неравнодушные люди, которые примут посильное участие в богоугодном деле восстановления древней православной святыни деревни Спасс.