Показать регионы

Церковь Илии Пророка (Кашин)

Храм Илии Пророка (в народе, Ильинско-Преображенская церковь) построен в последней четверти XVIII в., интереснейший памятник архитектуры. Ныне не действует.
История

Каменный Ильинско-Преображенский храм построен на средства прихожан на крутом высоком берегу реки Кашинки в 1775–1778 гг. на месте сгоревших в 1618 г. Ильинской и Преображенской деревянных церквей. В 1621 г. дозорщики писали: «Место церковное, что был храм Преображения Спасова, да Алексея митрополита... да место церковное, что был храм Илии прор., да Царя Константина». Сохранившаяся до наших дней церковь, вероятно, самая древняя из пятиглавых церквей города Кашина. Её двойное посвящение объясняется устройством двух престолов: в честь Преображения Господня (верхнем холодном этаже) и во имя Святого пророка Илии (в нижнем теплом).

После революции 1917 г. церковь была закрыта и разграблена. В 1929 г. с неё сняли кресты, разобрали иконостас. В 1938 г. была разобрана колокольня. С 1935 г. в здании размещался архив (актохранилище), с 1947 г. действовал маслобойный цех Горпищекомбината по выработке льняного масла.

В 1983–1986 гг. проводилась реставрация церкви, поставлены кресты на пяти куполах, колокольня не восстанавливалась. В мае 2012 г., во время урагана, нанесшего значительный ущерб городу и району, Ильинско-Преображенская церковь лишилась креста на главном куполе.

В 2013 г. храм был передан православной церкви, в дни Преображения Господня и Илии Пророка священник о. Димитрий (Кунченко) отслужил литургии. В настоящее время прихожане своими силами осуществляют работы по благоустройству территории и внутреннего пространства.

В интерьере фрагментарно сохранилась живопись XIX века, фрагменты лепнины карнизов, кованая дверь и лестница на колокольню.

Архитектура

Церковь Илии Пророка (преимущественно бытовало это наименование) является интереснейшим памятником, наиболее близким древнерусской архитектуре, в котором вместе с тем отражены черты и приемы местного зодчества XVIII в. 

Представляет собой очень высокий узкий четверик, увенчанный изящными главками на тонких барабанах, с двумя осями света на северном и южном фасадах (в кашинских приходских церквях проемы на западном фасаде не делались). Для лучшего освящения иконостаса окна смещены к востоку. Вертикальную динамику сооружения, усиленную пирамидальным расположением глав, нарастанием ярусов колокольни и ее шпилем, компенсируют три развитых горизонтальных пояса и массивная эллиптическая апсида. Стройная колокольня (не восстановлена при реставрации 1983–1986 гг.) возвышалась над двухъярусным притвором, вплотную примыкавшим к небольшой – в два окна – трапезной. 

Здание отличается щедрым узорочьем фасадов. Мотивы убранства восходят к зодчеству ХVII столетия, только рустованные лопатки относятся к раннебарочной архитектуре ХVIII в., но и эти элементы трактованы адекватно мелкому модулю кирпичной кладки.

Нижний этаж отделен богатой каймой, состоящей из сложного карниза, наклонного отлива, поребрика и тяг. По четверику проходят два пояса городков: один разделяет холодный двусветный храм, создавая иллюзию трехъярусного сооружения, другой соответствует основанию сомкнутого свода, частично скрытого декоративными стенками с тройными полукруглыми нишами-кокошниками.

Нарядные обрамления оконных проемов зрительно увеличивают размеры окон и повышают их роль в общей композиции. Боковые части наличников варьируют один и тот же прием «штучного набора» из парных балясинок, полочек и кубышек, но завершения в каждом ярусе отличаются. На первом этаже это повышенный остроконечный щипец, в поле которого встроен двусторонний городок. Над окнами нижнего света холодной церкви – сегментообразные ниши, имитирующие арки-архивольты. Над окнами верхнего света – двойные кокошники с килевидным подвышением, которые заходят на пояс городков, разрывая единую горизонталь. 

Совсем в ином стилистическом ключе – переходном от барокко к классицизму – была решена двухъярусная колокольня. Её барочные элементы – срезанные углы с парными колоннами, овальные окна и люкарны, раскрепованный карниз – настолько отличаются от обработки самой церкви, что трудно поверить в их принадлежность одному времени и одним мастерам.