Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Медное)

Каменный храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Медном построен во второй половине XVIII в., расположен на высоком правом берегу реки Тверцы, ныне действует и является архитектурной доминантой села.
История

Согласно писцовым книгам за 1594 г., в селе Медное стояла церковь Николая Чудотворца «древяна клецки». Это первое письменное упоминание о храме. В 1616 г. был пристроен придел, освященный в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1759 г. деревянная церковь сгорела. Вместо нее из Благовещенского прихода города Торжка на церковное кладбище села Медное перевезли «праздностоящий» храм, который был весьма мал и находился в ветхом состоянии. 

В 1761 г. на пожертвования прихожан на месте сгоревшей церкви началось строительство нового кирпичного храма, которое было в основном завершено в 1764 г. 4 сентября того же года епископом Гавриилом были освящены теплые приделы во имя чудотворцев Николая и Сергия и трапезной. В 1768 г. известный ученый П. С. Паллас, проезжая через село, любовался красивым каменным храмом, крытым медными листами. Освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось 22 октября 1773 г., когда были закончены все отделочные работы. Храм был вместителен, а его внутреннее убранство – богатым. 

Казанская церковь стала первым кирпичным сооружением села. 

Согласно церковным документам за 1766–1773 гг., ее причт состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В 1766 г. в церкви служили: священники Георгиев Антип (46 лет) и Федоров Иван (37 лет), диакон Козмин Иван (27 лет), дьячки Иванов Иван (46 лет) и Петров Иван (37 лет), пономари Васильев Прокопий (75 лет) и Афанасьев Петр (28 лет). В 1773 г. служили: священники: Васильев Илларион (38 лет) и Егоров Антип (56 лет), диакон Козмин Иван (34 года), дьячки Иванов Иван (53 года) и Петров Иван (44 года), пономари Афанасьев Петр (36 лет) и Иванов Василий (24 года). В приходе церкви было 837 мужчин и 852 женщины.

В начале ХIХ в. по проекту тверского губернского архитектора А. А. Трофимова был сооружен третий ярус колокольни – восьмерик, прорезанный арочными проемами звона. В первой половине столетия фасады храма были переделаны: значительная часть первоначального декора срублена, изменена форма окон. В 1852–1854 гг. на средства тверского купца I гильдии Н. И. Зверькова по проекту губернского архитектора И. Ф. Львова построили новую трапезную (посвящение пределов осталось прежним). Во второй половине ХIХ в. колокольня была надстроена шатром. Цоколь церкви был облицован белым камнем. Предположительно тогда же глава храма была украшена золочеными шестиконечными звездами, а церковная территория обнесена оградой – металлическими решетками между кирпичных столбов с южными воротами в сторону торговой площади и северными – в сторону приречной улицы. Стены храма украшали фрески, церковная утварь и облачения были преисполнены благолепия, иконы были заключены в золотые и серебряные оклады с драгоценными камнями.

По сведениям на 1901 г., в церкви Казанской иконы Божией Матери села Медное служили: священник Барский Иоанн Александрович (57 лет, священником с 1866 г., являлся членом благочинного совета и катехизатором), священник Житников Александр Иванович (36 лет, в служении с 1889 г., в священника произведен в 1890 г.), диакон Цветков Василий Павлович (31 год, диаконом с 1893 г.), псаломщик Введенский Николай Михайлович (20 лет, псаломщиком с 1898 г.), псаломщик Осеченский Гавриил Иванович (30 лет, в должности с 1894 г.). Прихожан в селе Медном, Космодамиановской слободе и деревнях Мухине, Осинках, Полустове, Порожках, Романове, Фенине, Ямке – 531 двор (1 866 мужчин и 2 047 женщин).

В 1914 г. служили: священник Житников Александр (50 лет, на службе 25 лет, в Казанской церкви 24 года), священник Сабинин Владимир (36 лет, на службе 15 лет, в Казанской церкви 12 лет), штатный диакон Смирнов Иаков (41 год, на службе 22 года, в Казанской церкви 13 лет), псаломщик Успенский Владимир (23 года, на службе 1 год), исполняющий должность псаломщика Белов Николай (19 лет, на службе 1 год). Прихожан в деревнях Мухино, Осинки, Полустово, Порожки, Романово, Фенино, Ямок – 1 574 мужчины и 1 664 женщины.

В приходе церкви имелось две часовни: 

  • Святых Косьмы и Дамиана в Космодамиановской слободе (деревянная, постройки 1831 г.);
  • Святого великомученика Пантелеимона в деревне Фенино (каменная, постройки 1885 г.)

При часовне в Космодамиановской слободе впоследствии было открыто кладбище, действующее и по сей день. В селе Медном говорили: «ушел к Кузьме с Демьяном», что означало «умер».

В начале ХХ в. юго-западной стороны к храму сделали пристройку, которая заполнила угол между трапезной и колокольней.

В 20-х гг. ХХ в. храм был расписан.

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Медное был закрыт в 1929 г. Последний священник Сабинин Владимир Иванович был осужден тройкой УНКВД Калининской области 29 декабря 1937 г. и 31 декабря 1937 г. расстрелян. 16 марта 1989 г. реабилитирован Прокуратурой Тверской области.

В 1930-е гг. после неудачной попытки взорвать колокольню, она была разобрана, колокол и крест сняты, золото с церковной утвари смыто и сдано в фонд государства. Кирпич от разобранной колокольни был использован для строительства жилья. Обе часовни разрушены. С 1935 г. в здании храма стал действовать клуб.

В годы Великой Отечественной войны в куполе церкви были сделаны жилые помещения для эвакуированных жителей Ленинграда.

В 1930-х – 1950-х гг. была утрачена глава храма, с северной стороны сооружены пристройки, окна растесаны или заложены.

В 1974 г. Казанская церковь в селе Медном была признана памятником архитектуры. После обследования была проведена фрагментарная реставрация здания по проекту архитектора Т. В. Родионовой, восстановлена главка, раскрыты окна, расчищены зондажи с первоначальным декором.

В начале 1990-х гг. была организована инициативная группа с целью возрождения храма в селе Медное, написано письмо Патриарху Алексию II с просьбой оказать помощь в возвращении церкви верующим. Уже в 1991 г., еще до назначения в приход священника, были возобновлены церковные службы. 

16 августа 1997 г. в село приехал молодой священник Петр Гайдук, 5 октября отслужен первый молебен. В том же году службы начали проводить в небольшой сторожке рядом с храмом. Но вскоре село вновь осталось без священника, его перевели в другой храм.

В 2002 г. в Медное назначили священником Игоря Седова, клуб в храме тогда еще работал. Только в 2003 г. здание было передано Церкви в плачевном состоянии. 4 декабря 2003 г. на купол подняли православный крест. В 2004 г. на Троицу состоялась первая служба в стенах храма.

В 2011 г. на Пасху зазвенели установленные на временной звоннице колокола.

В конце 2010-х гг. были начаты полномасштабные реставрационные работы на средства семьи Павла Александровича и Натальи Сергеевны Захаровых из Москвы, предки которых были выходцами из деревни Князево.

Архитектура и убранство

Барочная композиция церкви имеет несколько тяжеловатые формы и необычна для своего времени, основной объем представляет собой «восьмерик на четверке», где низкий квадратный в плане четверик несет массивный восьмерик второго яруса света, завершенный высоким граненым куполом с люкарнами с северной и южной сторон, увенчанным луковичной главой на граненом барабане. С востока к основному объему примыкает равновысотная четверику, но меньшая по ширине алтарная апсида, с запада – значительно более широкая трапезная с двумя приделами и колокольня. 

Опись церковного имущества за 1921–1922 гг. дает представление о некоторых деталях внешнего вида и убранства церкви и часовен: «Церковь каменная с фундаментом. Холодная из белого камня и теплая из дикого тесаного камня в 21 саж. длиною с колокольнею и алтарем и стенами… Жертвенники: главный алтарь – сосновый, в алтарях приделов – дубовые, престолы – кипарисовые, иконы с серебряными ризами с вызолоченными венчиками, украшены «каменьями». В холодном храме два деревянных клироса. При церкви стоит дом-лавка на каменном фундаменте, деревянная, с жилым помещением, крыта железом. Каменная колокольня покрыта железом с железным вызолоченным крестом. На колокольне 7 колоколов: 166 пуд., 36 пуд., 21 пуд, 12 пуд., 8 пуд., 3 пуд.,1,5 пуд. Со всех сторон церкви оштукатуренная ограда с железной решеткой. В ограде под крышей помещен образ Казанской Божией Матери. В северо-восточном углу ограды находился тесовый амбар. Деревянная часовня в Косьмодамиановской слободе покрыта железом, ограда каменная с железной решеткой и железными воротами. В деревне Фенино каменная часовня с железными решетками, покрыта железом. При часовне на столбе повешен колокол весом 1 пуд».

Роспись, фрагменты которой сохранились в восьмерике, выполнена в 1920-х гг., незадолго до закрытия Казанской церкви. Это масляная живопись, созданная в легкой, почти эскизной манере. Несколько композиций неплохо сохранились. Данная роспись является ярким памятником церковного приходского возрождения 20-х гг. XX в. в Тверской губернии. Имя мастеров и обстоятельства появления живописи, к сожалению, остаются неизвестными.