Показать регионы

Церковь Преображения Господня (Красное)

Храм Преображения Господня в деревне Красное Старицкого района Тверской области построен в конце XVIII века в псевдоготическом стиле вместо более древней деревянной церкви. Сооружен на 10 лет позже Чесменской церкви в Санкт-Петербурге и является почти точной её копией. Памятник архитектуры федерального значения.
История

Каменная Преображенская церковь в селе Красное Старицкого уезда Тверской губернии построена в 1790 г. на средства действительного статского советника Марка Федоровича Полторацкого (1729–1795). Прототипом храма стала церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская) в Санкт-Петербурге, построенная 1777–1780 гг. по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена в ознаменование победы русского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря (1770). 

Первое ходатайство М. Ф. Полторацкого построить каменную церковь относится к 1783 г. В то время в селе существовал деревянный храм, построенный по одним данным в 1720 г., по другим – в 1673 г. Новую церковь предполагалось освятить, как и прежнюю, во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхий старый храм планировалось перенести на место, где должно было разместиться кладбище.

Через два года Полторацкий подает повторное прошение епископу Иоасафу (Заболотскому) и 30 июля 1785 г. храмоздательная грамота была подписана. Строительство церкви Преображения Господня в Красном было завершено в 1790 г. уже попечением жены Марка Федоровича Агафоклеи Александровны, но её освящение состоялось лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма перенесли большей частью в часовню деревни Кушниково, а на его месте позднее поставили «столб-часовню». 

Во вновь возведенную церковь А. А. Полоторацкая пожертвовала два литургических набора (1802–1803 гг.), два Евангелия (1800 г., обложенное серебром, и 1808 г.) и две ризы.

В 1824 г, Александр Маркович Полторацкий, унаследовавший село Красное в 1822 г., подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении строительства на собственные средства ограды вокруг церкви.

С 1826 г. имение «Красное» принадлежало Алексею Павловичу, сыну Павла Марковича Полторацкого. В начале ноября в селе побывал А. С. Пушкин, хороший знакомый Алексея Павловича, который не мог не видеть изящную по своим формам церковь. Позднее, в 1829 г., А. П. Полторацкий передал в дар храму ризу.

По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г., в церкви служили: священник Михаил Иванов (24 года, в священника произведен в 1827 г.), диакон Егор Самуилов (35 лет, в диакона произведен в 1817 г.), дьячок Алексей Кононов (55 лет, в дьячка определен в 1784 г.), пономарь Михаил Алексеев (18 лет, в пономаря определен в 1828 г.). Прихожан в селе Красном и деревнях Грыжниве, Жулеве, Искрине, Климове, Кушникове, Налеткине, Русобине, Слободе, Щупалихе – 210 дворов (687 мужчин и 825 женщин).

В мае 1889 г. и июле 1891 г. церковнослужители ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и икон, на что разрешение Духовной консистории было получено.

По данным за 1901 г., в храме служили: священник Титов Илия Арсеньевич (31 год, в священника возведен в 1895 г., состоял катихизатором), диакон Крылов Алексий Федорович (43 года, диаконом с 1888 г.), псаломщик Никольский Павел Гаврилович (24 года, в должности с 1896 г.). Церковным старостой был крестьянин Яковлев Панкратий. Прихожан в селе Красном и деревнях Грыжневе, Искрине, Климове, Кушникове, Налеткине, Русобине, Слободе, Щупалихе – 309 дворов (1 072 мужчины и 1 238 женщин).

В 1914 г. служили: священник Волков Алексий (34 года, на службе 13 лет, в Преображенской церкви 8 лет), штатный диакон Никольский Павел (39 лет, на службе 18 лет), псаломщик Морозов Георгий (33 года, на службе 4 года, в Преображенской церкви 1 год). Прихожан в деревнях Грыжнево, Искрино, Климово, Кушниково, Налеткино, Русобино, Слобода, Щупалиха, сельце Пушкино – 963 мужчины и 1 211 женщин.

В приходе церкви находилась деревянная часовня Рождества Пресвятой Богородицы древней постройки в деревне Кушникове.

К 1915 г. имение принадлежало госпоже Костылевой.

В 1931 г. храм Преображения Господня в селе Красном закрыли. Колокола храма были сняты и отправлены на переплавку, ограда демонтирована и поставлена вокруг городского сада в городе Старице. Внутреннее убранство церкви было полностью утрачено, в здании разместился колхозный склад. 

В 1979–1982 гг. проведена консервация здания (архитектор И. Авдеева, инженер Г. Брусок). Сохранились также двухэтажный усадебный дом с мезонином и хозяйственные постройки. 

В 1997 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора было организовано Архиерейское подворье. 12 июля 1998 г., в день апостолов Петра и Павла, Преображенский храм в селе Красном снова открыли. С 1999 г. возобновилась духовная жизнь, в здании произведены работы по его сохранению и реставрации. В 1999 г. наместником архиерейского подворья, а позднее и настоятелем прихода, стал священник Дмитрий Каспаров. В настоящее время церковь является приходской.

Архитектура

Высота Преображенской церкви немного превышает 24 м, длина и ширина – более 20 м. 

Согласно описи, сделанной в 1848 г. при священнике Михаиле Вешнякове, церковь каменная, в плане крестообразно-круглая, готического вида. Стены внутри и снаружи оштукатурены и окрашены; снаружи – желтой краской, пилястры стен, цоколь, три фигурных каменных карниза, глава церкви, столбы и башни отбелены. Внутри стены окрашены голубой краской, пилястры стен – белой краской с лепниной на арках и куполе. Крыльца с трех сторон были без кровли. Стены церкви расписаны не были. Полы деревянные, деревянная солея отделена решеткой. Решеткой обнесены и клиросы. Отдельной колокольни не было, 4 медных колокола (812, 267, 20 и 17 кг), отлитые в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях».

Церковь была окружена оградой, первоначально окопанной рвом. К 1889 г. ограда была каменной с деревянной решеткой. 

Для цоколя, деталей декора фасада, карнизов, обрамления окон и портала, фигур ангелов над пилястрами, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями использован местный белый (старицкий) камень, благодаря чему здание выглядит особенно изысканно. Приалтарные столбы скошены, опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости.