Показать регионы

Церковь Преображения Господня (Спас На Сози)

Храм Преображения Господня в деревне Спас На Сози Тверской области стоит на кладбище, на южной окраине села, является характерным для тверских земель примером сельской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма.
В XIV–XV вв. в этом месте располагался Спасский монастырь на Сози (или на Зьзях), который был приписан к тверскому Отрочу монастырю

К началу XIX века на Спасском погосте, что на Сози, стояли два деревянных храма – Преображения Господня (позднее Вознесения Господня), построенный в 1728–1732 гг. (в 1975 г. перевезен в Музей деревянного зодчества в Василеве недалеко от Торжка), и Святого Николая Чудотворца 1796 г. постройки (разобран в 1865 г.). 

Сохранившаяся до наших дней церковь построена в 1832–1833 гг. на средства помещика коллежского советника П. М. Азанчевского по проекту губернского архитектора И. Ф. Львова. Подрядчиком на строительство был поставлен местный крестьянин Сила Васильев. Главный престол был освящен в 1835 г., тогда же состоялось освящение южного придела в честь апостола Матфея. Северный придел Казанский иконы Божией Матери был священ в 1838 г. Кирпичное оштукатуренное здание было украшено белокаменными деталями и стояло на таком же цоколе. 

Спустя 5 лет, в 1843 г., построена двухъярусная колокольня (очевидно, предусмотренная первоначальным проектом) также на средства П. М. Азанчевского. 

В 1866–1868 гг. тот же подрядчик вместо прежней трапезной построил новую, более обширную, с двумя приделами того же посвящения, колокольню надстроили третьим ярусом. Под зданием был сооружен сводчатый подвал: в усыпальнице под храмом хоронили представителей рода Азанчевских, в усыпальнице под трапезной – других помещиков этого прихода. 

В 1950-е гг. основной храм был полностью разрушен, сохранились лишь трехъярусная колокольня и трапезная с полукруглыми апсидами. На колокольне уцелела купольная кровля с луковичной главкой. До конца XX века внутри церкви сохранялась масляная живопись, выполненная во второй половине XIX века. Центральный свод был расписан сюжетами христологического цикла. На южном своде были написаны сюжеты из жития Божией Матери, на северном – из жития Святителя Николая.