Показать регионы

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Дубровка)

Каменный храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Дубровка Спировского района Тверской области построен в 1809–1813. в стиле классицизма, имел один престол.
История

Усадьба в Дубровке знаменита тем, что ее владельцем был генерал-лейтенант герой Отечественной войны 1812 г. Н. М. Свечин (1772–1849). Неотъемлемой частью усадебного комплекса является церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная в 1813 г. по проекту архитектора Николая Александровича Львова. 

До ее постройки в Дубровке существовал деревянный храм того же посвящения, построенный в 1704 г. В этой церкви по прошению статского советника Петра Егоровича Свечина, 20 октября 1804 г. был погребен Егор Дмитриевич Свечин, скончавшийся в Петербурге

В 1809 г. П. Е. Свечин подал прошение о разрешении строительства на собственные деньги каменной Спасской церкви, 5 августа того же года была получена храмозданная грамота. В 1813 г. строительство нового храма было завершено, тогда же состоялось его освящение. В 1819 г. П. Е. Свечин просил разрешения разобрать старую обветшавшую деревянную церковь и употребить ее для обжига кирпича на строительство вокруг храма каменной ограды.

Церковь была холодной. В 1868 г. прихожанин, крестьянин деревни Застенье, Кондрат Андреевич Конашев подал прошение об установке в Дубровке на свои деньги теплого деревянного храма. В 10 верстах, в погосте Никола-Бор тогда упразднили церковь Николая Чудотворца 1700-х гг. постройки, которая на тот момент была «крепка, без единой гнили», с колокольней и иконостасом. Храм был куплен за тысячу рублей и перевезен в Дубровку, где он был снабжен церковной утварью и освящен. Общая сумма расходов на церковь составила 2 500 рублей. Прихожане обратились в Консисторию с прошением о награде для К. Л. Конашева и Святейший Синод наградил его грамотой. В 1894 г. Конашев выполнил ремонт храма: тесовая крыша была заменена железной, церковь обшита новым тесом, выкрашена масляной краской и оштукатурена внутри.

В 1901 г. в храме служили: священник Медников Феодор Иоаннович (в служении с 1869 г., в священника произведен в 1876 г., состоял членом благочинного совета), псаломщик Русин Симеон Федорович (65 лет, псаломщиком с 1851 г.). Прихожан в селе Дубровке и деревнях Горках, Застенье, Новой Дубровке, Пне – 109 дворов (481 мужчина и 497 женщин).

В 1914 г. служили: священник Воинов Павел (24 года, на службе 2 года), псаломщик Веригин Иван (31 год, на службе 12 лет). Прихожан в деревнях Горка, Застенье, Новая Дубровка, Пень – 489 мужчин и 513 женщин.

Архитектура и убранство

Композиция церкви Спаса Нерукотворного Образа в Дубровке симметрична относительно продольной оси и включает основной храм с апсидой и колокольню. Основной объем представляет собой четверик, сильно вытянутый по продольной оси, акцентированный в центре боковых фасадов четырехколонными тосканскими портиками и завершенный световой ротондой на массивном постаменте. 

Колокольня двухъярусная с полуярусом. Стилистическое и композиционное единство храма и колокольни обеспечивается как прямоугольными архитектурными формами, так и за счет использования аналогичного декора. Так, нижний ярус колокольни декорирован тосканским портиком, аналогичным портикам храма, квадратный ярус звона покоится на глухом полуярусе, подобном постаменту ротонды храма. Ярус звона завершается крупным цилиндрическим барабаном, увенчанным невысоким металлическим шпилем. 

В оформлении фасадов белокаменный декор дополняют элементы, выполненные из фигурного кирпича, и штукатурные профили. Ротонда увенчана деревянным обшитым железом барабаном с крупным яблоком и металлическим крестом. Она декорирована венчающим карнизом с поясом зубчиков и гладким фризом, стилистически связывающими ее с колокольней с аналогичным декором верхнего яруса. 

Внутреннее пространство Спасской церкви имеет симметричную трехчастную структуру. Купольная ротонда поддерживается мощными, сильно выступающими пилонами в центральной части с помощью подпружных арок и парусов. Узкие симметричные западная и восточная части перекрыты сводами с распалубками. Перекрытая конхой апсида сообщается с храмом широким арочным проходом. 

В интерьере сохранились росписи, выполненные клеевыми красками в технике гризайль, относящиеся к первой половине XIX в. Пространство купола ротонды занято большим плафоном, расписанным розетками. Окна ротонды имеют рамочное гризайльное оформление. Стены в интерьере окрашены в синий и желтый тона, нижняя часть стен расписана под мрамор.