Показать регионы

Церковь Воскресения Словущего (Красная Гора)

Каменная трехпрестольная Воскресенская церковь расположена за южной окраиной села Красная Гора. Имела Никольский и Знаменский теплые приделы в трапезной. Сооружена вместо прежнего сгоревшего деревянного храма. В советский период была закрыта, в начале 2000-х гг. возвращена верующим.
История

В XVIII веке в селе сменилось три деревянных церкви. В 1743–1754 гг. вместо существовавшего на тот момент деревянного храм была построена Воскресенская церковь с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. Она строилась на средства владельца села А. Д. Кафтырева и просуществовала недолго – в 1777 г. сгорела. В 1779 г. в Воскресенское из села Петровское была перевезена церковь, освященная в честь Обновления храма Воскресения. 

В 1801–0804 гг. на средства секунд-майора И. Я. Неелова и подпоручика А. С. Кафтырева был построен каменный храм Воскресения Словущего с приделами Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы и двухъярусной колокольней, сохранившийся до настоящего времени. Освящение церкви состоялось в 1816 г., приделы были освящены позднее. 

В 1904–1907 гг. вместо прежней трапезной по проекту архитектора В. И. Назарина была сооружена новая, больших размеров, посвящения приделов остались без изменений. 

В советское храм закрыли, здание было частично перестроено, лишилось главы, была разрушена колокольня. 

В начале 2000-х гг. Воскресенскую церковь возвратили верующим, началось ее восстановление. В 2002 г. по проекту архитектора А. В. Прохорова восстановлена глава храма. 

Архитектура и убранство

Храм построен в стиле зрелого классицизма, его отличают своеобразная объемная композиция и выразительные детали. Трапезная сооружена в сдержанных формах классицизирующей эклектики.

Кирпичное здание оштукатурено и имеет белокаменные детали. Продольно-осевая композиция Воскресенской церкви включает одноглавый храм с примыкающей к нему с востока полуциркульной апсидой и более широкую прямоугольную трапезную. Двусветный четверик вытянут по поперечной оси и имеет раскрепованные, сильно скругленные углы. Над средней частью основного объема возвышается цилиндрический световой барабан с купольной кровлей. 

Алтари приделов трапезной прямоугольной формы охватывают западную часть церкви. Фасады четверика на высоту окон первого света акцентированы двухколонными портиками тосканского ордера (колонны с западной стороны обоих портиков были разобраны при строительстве трапезной). Входы фланкированы полуколоннами. Над треугольными фронтонами портиков расположены полукруглые окна второго света. В апсиде и на скруглениях окна прямоугольные с подоконниками на крупных кронштейнах и сандриками, прямыми или треугольными. Между окнами первого и второго света на скруглениях помещены ниши, имеющие форму квадратных ромбов; им отвечают круглые окна второго света на апсиде. Стены храма и апсиды завершены антаблементом, над четвериком – с мутулами в карнизе. Барабан, завершенный карнизом с аттиком, прорезан 12 арочными окнами. Обработанные ленточным рустом фасады трапезной имеют несимметричную композицию: боковые части выделены немного выступающими ризалитами с прямоугольными окнами (два с запада и одно с востока), три средних окна – арочные с замковыми камнями в архивольтах.

Подпружные арки и паруса в интерьере храма несут барабан, перекрытый куполом, и опираются на угловые пилоны. Алтарь завершен конхой, узкие компартименты храма (южный и северный) – коробовыми сводиками. В трапезной система перекрытия из восьми крестовых сводов поддерживается при помощи подпружных арок двумя западными крещатыми столбами и двумя восточными пристенными пилонами. В апсиде фрагментарно сохранилась клеевая живопись, относящаяся, вероятно, к первой половине XIX века.