Показать регионы

Усадьба Никольское-Черенчицы

Родовое имение Львовых в селе Никольское – усадьба Никольское-Черенчицы – включает комплекс сооружений и пейзажный сад, сооруженные в конце XVIII века.
Обустройством родового гнезда Черенчицы Николай Александрович Львов занялся в начале 1780-х гг. Здесь в имении отца, где родился знаменитый архитектор, его ничего не стесняло, он мог свободно экспериментировать и полностью обустроил усадьбу по своему вкусу. Став хозяином имения, он назвал его своим именем – Никольское

Хозяйственные постройки

Строительство усадьбы Николай Александрович начал с хозяйственного комплекса. Всем утилитарным постройкам Львова неизменно присущи красота, целесообразность и прочность, свойственные архитектуре классицизма. Хозяйственные сооружения усадьбы были выстроены архитектором очень продуманно: постройки, предназначенные для обработки и хранения зерна, расположились ближе к полям; в склоне Петровой горы, рядом с прудами были устроены кузницы; вблизи лугов, в низине расположился скотный двор. Благодаря своим необычным архитектурным формам хозяйственные сооружения усадьбы Никольское-Черенчицы включены в ее парадную зону – это погреб, выстроенный в форме пирамиды; дровяной сарай, декорированный классическим портиком с колоннами; кузница в холме из дикого камня; скотный двор с портиком из шести колонн.

В числе первых сооружений была построена четырехкамерная кузница, об этом свидетельствует дата, высеченная на камне – 1783. Помещение кузницы как будто вросло в склон Петровой горы. Здесь размещались наковальня и горн, комната кузнеца (отапливаемая), навес для ковки копыт лошадей, подсобные помещения. Ниши в склоне горы были устроены наподобие гротов с арками, выложенными из разноцветных камней-валунов, этот романтический декор выглядел особенно выразительно при вспышках горна. 

Вблизи Петровой горы Львовым была построена миниатюрная усадьба специально для Петра Лукича Вельяминова, друга архитектора. Двухэтажный дом был землебитным, такими же были хозяйственные постройки, а с балкона дома открывался живописный вид на пруды и парк.

В Никольском была профессионально разработана гидротехническая система, включавшая несколько искусственных прудов, дренажную сеть, плотины, несколько ключевых колодцев, деревянный подъемный водопровод. Раскинувшийся перед домом английский парк замыкался живописной трехчастной нижней системой прудов, где водная гладь сочеталась с гротами, арочными мостиками, каскадами из валунов, здесь была устроена купальня, сооружен «храмик», на полуострове построен павильон-ротонда, а на острове – беседка. Откосы прудов были облицованы камнем, а дно выстлано лещадью. Н. А. Львов предусмотрел и очистку прудов, для этого был сооружен подземный деревянный водовод с верхним концом у дна пруда, закрытым деревянной пробкой. Чтобы произвести очистку, пробку вынимали и вода устремлялась в отводную канаву.

Въезд в имение со стороны Торжка был украшен фонтаном в виде грота, декорированного маской льва, вода из его пасти падала в каменные чаши.

Главный господский дом

По проекту Н. А. Львова господский дом в усадьбе Никольское-Черенчицы был выстроен компактным, кубическим. Изображение дома того времени сохранилось на гравюре с собственноручной надписью архитектора. Двухэтажное здание с бельведером было построено на возвышенности в центре усадьбы. Нижний этаж декорирован рустовкой, а верхний – ионическим портиком с четырьмя колоннами. Позднее к центральному дому было решено пристроить флигели, однако, по-видимому, построили только западный, восточный если и был построен, то деревянный и простоял недолго.

Центральный зал усадебного дома имел высоту в два этажа и был прекрасно освещен: кроме основных окон имелось оригинальное верхнее освещение.

Львов оснастил свой дом удобными приспособлениями и новшествами: из колодца, устроенного внутри здания, вода с помощью водоподъемной машины подавалась в бельэтаж, дом отапливался воздушной системой, сконструированной Николаем Александровичем и описанной им в книге «Русская пиростатика или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов». Камины были особыми устройствами, своего рода кондиционерами: через устроенные в наружной стене здания отдушины поступал свежий воздух, который проходил через змеевик камина, нагревался и затем поступал по специальному каналу в своеобразные, наполненные розовой водой вазы, стоявшие рядом с камином. Отсюда, через решетки ваз свежим, теплым, ароматизированным воздухом наполнялись комнаты. Камины были украшены чугунными плакетками художественного литья. 

Н. А. Львовым была создана собственная конструкция «духовых» печей для отопления смежных комнат. Задолго до того, как появилось водяное отопление, архитектор изобрел «паровую кухню» – с помощью пара варилась еда, мылась посуда, вращались вертела. Исследователи отмечали высокое качество столярных изделий в доме: паркет, двери, лестницы с точеными балясинами и поручнями. Отделка интерьера была продумана до мелочей. Супруга архитектора, Мария Алексеевна Львова (в девичестве Дьякова) была талантливой мастерицей, она сделала необыкновенные, расшитые разноцветной шерстью по соломе обои.

В 1920-х гг. москвовед Алексей Николаевич Греч, занимавшийся изучением подмосковных усадеб, нашел в львовском особняке по стенам и на плафонах еще целыми замечательные росписи, гирлянды цветов, арабески. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть центрального господского дома и западный флигель. Росписи почти полностью утрачены, местами уцелели лишь фрагменты, проступающие сквозь слои побелки.

Погреб (пирамида-ледник)

От флигеля дорожка, вымощенная белым камнем, вела к погребу, наряду со своим функциональным назначением, превращенным архитектором в объект садово-паркового искусства. Он представляет собой правильную, облицованную белокаменными плитами четырехгранную пирамиду. Погреб трехъярусный. Верхний ярус является световентиляционной камерой. Второй, наземный ярус пирамиды – своего рода павильон, где можно было комфортно расположиться, укрывшись от летнего солнца. Нижний ярус – это ледник, в который ведет отдельный подземный вход. В нижнем ярусе (леднике) использовались грунтовые воды, в зимний период промерзавшие до дна в специальном подземном резервуаре-накопителе благодаря тщательно продуманной вентиляционной системе. 

Вход в погреб декорирован аркой с львиной маской на замковом камне, выложенной из необработанного известняка, создающей разительный контраст с гладкой, отшлифованной поверхностью стен пирамиды. По обе стороны от входа устроены полукруглые ниши. Внешняя стена с входной дверью была расписана фресками, создававшими эффект перехода к интерьеру. Фрагментарно сохранилась роспись интерьера, выполненная в технике гризайль. Свод украшен розеткой и орнаментом бордово-серебристого тона, верхняя часть стен расписана в виде гирлянды из лент и цветов, нижняя часть – в виде балюстрады по периметру.

Вокруг погреба был разбит «собственный» садик, ставший частью усадебного парка. Архитектор Львов был не только теоретиком, но и практиком садово-паркового строительства. Классический «симметричный» сад был спроектирован им в первой зоне – зоне дома-дворца, у парадного двора, основную же территорию должен был занимать пейзажный парк (английский сад). По мнению архитектора, классические регулярные сады со стрижеными деревьями, которым свойственна симметрия, сокращают пространство и останавливают течение времени.

Пейзажный сад усадьбы и храм-мавзолей

Николай Львов тщательно обдумал расположение усадебных построек, открывающихся в панораме, с площадки господского дома. Для расширения перспективы обзора были вырублены лес и кустарник, устроен английский парк.

Романтический пейзажный сад, сторонником которого являлся Львов, по его мнению, стремится к объединению архитектуры, философии, живописи, поэзии, музыки – к синтезу. На искусственном холме был построен храм-мавзолей в виде храма-ротонды римско-дорического ордера, рядом с которым находится церковный пруд, земля, вынутая при рытье пруда, использовалась для сооружения холма.