Яшин Иван Терентьевич
Биография
1835 год — 1893 год
Местночтимый старец, приобретший известность своим глубоко православным образом жизни, проведший всю свою сознательную жизнь в уединении и в молитвах о земляках.
Смиренный угодник Божий и ревнитель благочестия тепловчанин Иван Терентьевич Яшин родился в 1835 году в селе Теплове у крестьян Терентия Ивановича и Александры Тихоновны. До этого в семье уже были дети - Адриан и Агафья. Мать, Александра Тихоновна, вскоре умерла и попечение над детьми взяла родная тётка Матрена Адриановна.
Когда отроку Ивану исполнилось 12 лет, отец отдал его в сельские пастухи пасти телят. Это занятие стало для отрока самым благодетельным и подходящим для его душевной наклонности - послужило началом его духовно-созерцательной жизни. Чуткая и восприимчивая душа отрока Ивана каждодневно услаждалась созерцанием пленительных и очаровательных картин природы при усладительном пении и щебетании пташек.Такие картины глубоко запечатлевались в чистой душе отрока Яшина, будили и развивали в нем благоговейные мысли о Творце Вселенной, вызывали любовь и благодарные чувства к Создателю Богу, так премудро и чудно создавшему видимый мир.
Будучи 14 лет, отрок Иван Яшин, движимый ревностью богоугождения, отправился на богомолье в Дивеево и Саров. Во время этого паломничества он сподобился лицезреть Царицу Небесную на небе. В Сарове после причащения Св. Таин и беседы со старцем в душе его, озаренной благодатию Божией, созрело твердое намерение посвятить себя, Бога ради, подвигам пустынной жизни, безмолвия, поста и молитвы. В 17-18 лет Иван избрал себе жилищем темно-дремучий лес с его таинственным гудом и шопотом величавых полутора-вековых сосен и елей. Здесь заранее приготовил юноша себе пещеру недалеко от Красной речки в 5-6 верстах от Теплова.
И вот началась для молодого отшельника безмолвная, ни кем не зримая, сокровенная жизнь в Боге с ее подвигами поста и молитвы. Не страшили молодого пустынника ни ночная темнота с ее всевозможными страхами и разными страшными привидениями, ни звери дубравные, ни сырость, ни холод, ни голод - ничто не могло его выгнать из облюбленного им жилища и нарушить раз принятое им и твердо укрепившееся решение. Юноша питался сухарями, грибами и ягодами, собираемыми им вблизи жилища. Сухари тайно приносила ему тетка Матрена.
Сколько времени прожил здесь молодой отшельник, точно определить нельзя. Несомненно лишь одно: вынудило пустынника оставить свое жилище следующее обстоятельство. Крестьянин-охотник, некто Григорий Грунин, бродя с ружьем по лесу, забрался какими-то судьбами в лесную чащу, где скрывался молодой отшельник и, как раз, увидел его выходящим из своей пещеры. Такую интересную новость Грунин не замедлил вскоре разгласить всему селу (Григорий Грунин - прадед по матери живущим сейчас в Теплове двум сестрам Черновым Валентине Федоровне и Ирине Федоровне. Прим. Фадеева М. Е.).
После этого Иван решил покинуть это место и отправиться на поклонение киевским угодникам и на совет к старцам. Юноше тогда было 19 лет. Горячие молитвы перед святынями киевскими и нетленно почивающими угодниками Божиими, а равно наставления и беседы старцев настолько вдохновили и воспламенили в молодом страннике ревность к избранному им пути пустынножительства, что он, придя домой, в самом скором времени поселился в 5-ти верстах от Дальне-Давыдовской женской обители в лесу, на острове реки Пексы, где соорудил себе маленькую хижинку, углубленную в землю, которая вся скрывалась в густой заросли камыша. Здесь он прожил 7 лет. В последнее время пустыннолюбец много терпел от озорства некоторых молодых крестьян-хулиганов, которые в отсутствие его нередко вторгались в его хижину, производили хаотический беспорядок, а иногда и уносили кое-что из его вещей и книг, что не могло, конечно, не огорчать его.
С течением времени Ивану пришлось вернуться в родное Теплово, где почитатели построили ему маленький домик на берегу Тёши (сейчас это место под огородом у дома священника. Примеч. Фадеева М. Е.). Отца, брата и сестры к этому времени уже не было в живых. При переходе в свой дом он уже не скрывался, к нему начали приходить многие посетители с разными духовными запросами и нуждами, чтобы получить наставления и советы по случаю каких-либо исключительных обстоятельств личной или семейной жизни. Много сбывшихся предсказаний, исцелений, помощи и утешения дал богоизбранник своим землякам и жителям окружающих селений.
Весной 1889 года душа позвала его в из стороны "западной" как говорил он иносказательно, в сторону "восточную" - он поселился в лесу на горке против Кутузовской обители в привезенном шилокшанами домике. В Теплове на память о нем остался лишь родничек под горою около Теши, собственноручно вырытый им. Этот родничек и доселе почитается многими сельчанами.
Последний период жизни старца, кутузовский, особенно многоплоден в отношении духовно-нравственного воздействия на лиц, соприкасающихся с ним. Насельницы Кутузовской общины все очень скоро расположились к нему и с редким единодушием полюбили его, найдя в нем опытного советника и руководителя в духовной жизни.
Для сестер (и для мирян) старец прикровенно и скрыто приготовлял облагодетельствованное молитвами и трудами до пота лица наследие, которое не только по кончине его, но и еще при жизни его стало уже осуществляться - выкопал и укрепил святой источник - прудик, которпый назван его именем - Иванушкин. Этот прудик и сейчас обладает целительными и благодатными свойствами, к нему со всех концов России съезжаются паломники и почитатели, надеясь на помощь и утешение.
О кончине своей старец предсказал за неделю вперед, будучи еще на ногах и настолько еще тверд, бодр и подвижен, что трудно даже верилось в его исполнение. Старец Иоанн Терентьевич Яшин скончался 28 мая (11 июня по н.ст) 1893 года, имея от рождения 58 лет; погребение его совершено было в Кутузовском обительском храме 30 того же мая.
Многолетние подвижнические труды и подвиги, его частые и продолжительные молитвенные бдения, всевозможные лишения и теснота пустынножительства - все это снискало ему любовь и благоволение Божие, увенчавшие его сугубыми благодатными дарами. А потому все действия старца, его советы и наставления имели такую действенную силу и проникновенность, что воспринимающие их души не могли не чувствовать особой обаятельной благодатной помазанности их.
Перепечатано с сокращениями: Священник Г. Тенищев. Старец Иоанн Терентьевич Яшин, скончавшийся при Кутузовской женской обители Ардатовского уезда Нижегородской губернии. 1901 год. Типография Нижегородского Губерноского правления.
Когда отроку Ивану исполнилось 12 лет, отец отдал его в сельские пастухи пасти телят. Это занятие стало для отрока самым благодетельным и подходящим для его душевной наклонности - послужило началом его духовно-созерцательной жизни. Чуткая и восприимчивая душа отрока Ивана каждодневно услаждалась созерцанием пленительных и очаровательных картин природы при усладительном пении и щебетании пташек.Такие картины глубоко запечатлевались в чистой душе отрока Яшина, будили и развивали в нем благоговейные мысли о Творце Вселенной, вызывали любовь и благодарные чувства к Создателю Богу, так премудро и чудно создавшему видимый мир.
Будучи 14 лет, отрок Иван Яшин, движимый ревностью богоугождения, отправился на богомолье в Дивеево и Саров. Во время этого паломничества он сподобился лицезреть Царицу Небесную на небе. В Сарове после причащения Св. Таин и беседы со старцем в душе его, озаренной благодатию Божией, созрело твердое намерение посвятить себя, Бога ради, подвигам пустынной жизни, безмолвия, поста и молитвы. В 17-18 лет Иван избрал себе жилищем темно-дремучий лес с его таинственным гудом и шопотом величавых полутора-вековых сосен и елей. Здесь заранее приготовил юноша себе пещеру недалеко от Красной речки в 5-6 верстах от Теплова.
И вот началась для молодого отшельника безмолвная, ни кем не зримая, сокровенная жизнь в Боге с ее подвигами поста и молитвы. Не страшили молодого пустынника ни ночная темнота с ее всевозможными страхами и разными страшными привидениями, ни звери дубравные, ни сырость, ни холод, ни голод - ничто не могло его выгнать из облюбленного им жилища и нарушить раз принятое им и твердо укрепившееся решение. Юноша питался сухарями, грибами и ягодами, собираемыми им вблизи жилища. Сухари тайно приносила ему тетка Матрена.
Сколько времени прожил здесь молодой отшельник, точно определить нельзя. Несомненно лишь одно: вынудило пустынника оставить свое жилище следующее обстоятельство. Крестьянин-охотник, некто Григорий Грунин, бродя с ружьем по лесу, забрался какими-то судьбами в лесную чащу, где скрывался молодой отшельник и, как раз, увидел его выходящим из своей пещеры. Такую интересную новость Грунин не замедлил вскоре разгласить всему селу (Григорий Грунин - прадед по матери живущим сейчас в Теплове двум сестрам Черновым Валентине Федоровне и Ирине Федоровне. Прим. Фадеева М. Е.).
После этого Иван решил покинуть это место и отправиться на поклонение киевским угодникам и на совет к старцам. Юноше тогда было 19 лет. Горячие молитвы перед святынями киевскими и нетленно почивающими угодниками Божиими, а равно наставления и беседы старцев настолько вдохновили и воспламенили в молодом страннике ревность к избранному им пути пустынножительства, что он, придя домой, в самом скором времени поселился в 5-ти верстах от Дальне-Давыдовской женской обители в лесу, на острове реки Пексы, где соорудил себе маленькую хижинку, углубленную в землю, которая вся скрывалась в густой заросли камыша. Здесь он прожил 7 лет. В последнее время пустыннолюбец много терпел от озорства некоторых молодых крестьян-хулиганов, которые в отсутствие его нередко вторгались в его хижину, производили хаотический беспорядок, а иногда и уносили кое-что из его вещей и книг, что не могло, конечно, не огорчать его.
С течением времени Ивану пришлось вернуться в родное Теплово, где почитатели построили ему маленький домик на берегу Тёши (сейчас это место под огородом у дома священника. Примеч. Фадеева М. Е.). Отца, брата и сестры к этому времени уже не было в живых. При переходе в свой дом он уже не скрывался, к нему начали приходить многие посетители с разными духовными запросами и нуждами, чтобы получить наставления и советы по случаю каких-либо исключительных обстоятельств личной или семейной жизни. Много сбывшихся предсказаний, исцелений, помощи и утешения дал богоизбранник своим землякам и жителям окружающих селений.
Весной 1889 года душа позвала его в из стороны "западной" как говорил он иносказательно, в сторону "восточную" - он поселился в лесу на горке против Кутузовской обители в привезенном шилокшанами домике. В Теплове на память о нем остался лишь родничек под горою около Теши, собственноручно вырытый им. Этот родничек и доселе почитается многими сельчанами.
Последний период жизни старца, кутузовский, особенно многоплоден в отношении духовно-нравственного воздействия на лиц, соприкасающихся с ним. Насельницы Кутузовской общины все очень скоро расположились к нему и с редким единодушием полюбили его, найдя в нем опытного советника и руководителя в духовной жизни.
Для сестер (и для мирян) старец прикровенно и скрыто приготовлял облагодетельствованное молитвами и трудами до пота лица наследие, которое не только по кончине его, но и еще при жизни его стало уже осуществляться - выкопал и укрепил святой источник - прудик, которпый назван его именем - Иванушкин. Этот прудик и сейчас обладает целительными и благодатными свойствами, к нему со всех концов России съезжаются паломники и почитатели, надеясь на помощь и утешение.
О кончине своей старец предсказал за неделю вперед, будучи еще на ногах и настолько еще тверд, бодр и подвижен, что трудно даже верилось в его исполнение. Старец Иоанн Терентьевич Яшин скончался 28 мая (11 июня по н.ст) 1893 года, имея от рождения 58 лет; погребение его совершено было в Кутузовском обительском храме 30 того же мая.
Многолетние подвижнические труды и подвиги, его частые и продолжительные молитвенные бдения, всевозможные лишения и теснота пустынножительства - все это снискало ему любовь и благоволение Божие, увенчавшие его сугубыми благодатными дарами. А потому все действия старца, его советы и наставления имели такую действенную силу и проникновенность, что воспринимающие их души не могли не чувствовать особой обаятельной благодатной помазанности их.
Перепечатано с сокращениями: Священник Г. Тенищев. Старец Иоанн Терентьевич Яшин, скончавшийся при Кутузовской женской обители Ардатовского уезда Нижегородской губернии. 1901 год. Типография Нижегородского Губерноского правления.
Имеет отношение к населенным пунктам:
Был на богомолье в Дивеево в 1849 году.
Иван Терентьевич Яшин родился в селе Теплово, жил продолжительное время и оставил на память о себе вырытый им родник на берегу Теши (Рыжев родник), а также родник на первом месте его пустынножительства (Тятяев ключ) и родник на Красной речке (сейчас утерян).
Был на богомолье в Сарове в 1849 году.