Пушкин Александр Сергеевич

Биография

26 мая (6 июня) 1799 года — 29 января (10 февраля) 1837 года
Великий русский поэт и писатель, основатель современной русской литературы.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в семье небогатого дворянина Сергея Львовича Пушкина (1770-1848), потомка старинного дворянского рода. По материнской линии он являлся правнуком африканца А. П. Ганнибала (1688 или 1696-1781), военного деятеля петровской эпохи.

Первые поэтические опыты А. С. Пушкина (не сохранились) относятся к раннему детству. В 1811 года он поступил в Императорский Царскосельский лицей. Лицейские годы стали периодом интенсивного творческого развития поэта. С большой непосредственностью и своеобразием используя каноны рационалистической поэтики XVIII - начала XIX веков, он создал ряд стихотворений высокого совершенства – «Воспоминания в Царском Селе» (1814) «Городок», «Лицинию», «Роза», (все 1815 года). Его талант не столько ученически следовал традициям и образцам (школа карамзинизма, французская «легкая поэзия», К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Вольтер), сколько стихийно испытывал их предельные возможности, нащупывая собственный стиль (приметы которого особенно ощутимы в таких стихах, как «Сон», «Желание», «Друзьям», (все 1816 года).

На творчество А. С. Пушкина обратили внимание Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский. Поэт-лицеист участвовал в литературном обществе карамзинистов «Арзамаc», сблизился с представителями свободомыслящего дворянства, в том числе с П. Я. Чаадаевым.

В 1817 году А. С. Пушкин окончил Царскосельский лицей и в чине коллежского секретаря получил назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817-1820-х годов нашла отражение бурная петербургская жизнь молодого поэта, участие в литературном кружке «Зеленая лампа», связанном с декабристским «Союзом благоденствия», накаляющаяся политическую атмосфера. Пафос революционного вольнолюбия и обличения переплетался в них с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность - с лиризмом, традиционность - с новыми, романтическими веяниями. Не отказываясь от художественных завоеваний поэзии XVIII - начала XIX веков, А. С. Пушкин стремился преодолеть диктат ее нормативов, отойти от жанрово-стилевой регламентации, достигнуть свободы поэтического выражения («Кривцову», «Жуковскому», «К Чаадаеву», все – 1818 года, «Дорида», «Возрождение», 1819; «Мне бой знаком...», 1820, и др.). В таком же направлении он работал над поэмой «Руслан и Людмила» (1820). В ней волшебному сюжету сопутствовали лирические размышления автора, картины героической «старины» были пронизаны то юмором, то романтической патетикой, условность жанра поэмы-сказки сочеталась с жизненностью характеров, стилистическим богатством и языковой свободой. Поэма вызвала яростные споры и по существу знаменовала начало перелома в русской поэзии. Политическая лирика А. С. Пушкина 1817-1820 годов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и др.) и его эпиграммы расходились во множестве копий. Не будучи членом тайного общества декабристов, А. С. Пушкин стал выразителем устремлений целого поколения дворянской молодежи. В мае 1820 года под видом служебного перемещения поэт был сослан на юг России.

Побывав на Кавказе и в Крыму, А. С. Пушкин жил в Кишиневе и Одессе, встречался с декабристами В. Ф. Раевским, П. И. Пестелем, М. Ф. Орловым и др. Южная ссылка стала периодом расцвета романтизма А. С. Пушкина, сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за ним славу первого русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых общественных и литературных кругов. В творчестве А. С. Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820-1821) во многом подготовил «Евгения Онегина». Важное место в последующих произведениях поэта заняла тема мятежной «воли» и нравственного закона, впервые обозначенная им в «Братьях-разбойниках» (1821-1822), сопоставление и противопоставление гармонии и стихии, кротости и страсти, «ангельского» и «демонического», начатое им в «Бахчисарайском фонтане» (1823).

В мае 1823 года поэт начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин», в котором исторически и социально конкретно воплотились противоположные типы сознания — скептический (Онегин) и мечтательно-романтический (Ленский), а идеал гармонического мироощущения предстал в Татьяне.

Личность и общество, границы между свободой личности и ее произволом стали центральной темой поэмы «Цыганы» (1824). Эта поэма, ставшая вершинным и последним явлением романтического творчества А. С. Пушкина, остро поставила вопрос о счастье как трагическую философскую проблему и открыла путь к дальнейшему исследованию главной темы поэта - человек и мир.

В июле 1824 года А. С. Пушкин из-за конфликтов с начальством был исключен из службы и выслан в родовое псковское имение сельцо Михайловское под надзор местных властей. Здесь им был создан ряд шедевров, в том числе цикл «Подражания Корану», где прозвучала тема пророческой миссии поэта. А. С. Пушкин создал центральные (3-6) главы «Евгения Онегина», сатирическую поэму «Граф Нулин», изучал историю России, летописи, записывал народные песни и сказки. В стихотворениях «Сожженное письмо», «Желание славы», «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Роняет лес багряный свой убор» и др. прочно утверждаются новые принципы его лирики.

Решающим моментом творческой эволюции поэта стала трагедия «Борис Годунов» (1825), в которой заложены основы реализма, народности и историзма зрелого А. С. Пушкина. Тема трагедии — история и человек, в центре внимания — не столько отдельные персонажи, сколько сам исторический процесс, жизнь с ее объективными законами. Политическая по теме, эта трагедия в то же время есть трагедия историческая, философская и нравственная. Сам поэт расценивал свою трагедию как поворот к объективному, беспристрастному изучению законов бытия и человеческой жизни. Манифестом такого понимания поэтического творчества явилось его стихотворение «Пророк» (1826).

В начале сентября 1826 года, вскоре после восстания, казни и ссылки декабристов, А. С. Пушкин «по высочайшему повелению» был доставлен в Москву и принят императором Николаем I, который объявил ему прощение.

В последующие годы обострился интерес А. С. Пушкина к теме истории России как государства, к деятельности Петра I, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны. В романе о своем предке «Арап Петра Великого» (1827, не закончен), первом крупном опыте в прозе, историческое прошлое предстало в повседневном быте, в конкретных личностях и судьбах. В поэме «Полтава» (1828) личности и судьбы людей петровской эпохи во многом поглощены историческим процессом. Интересуясь внешней политикой Русского государства, А. С. Пушкин в 1829 году посетил Кавказ, где шла война с Турцией. Дневник поездки (переработанный позже в «Путешествие в Арзрум») сыграл важную роль в дальнейшем формировании принципов Пушкина-прозаика, утверждавшего «точность и краткость» как «первые достоинства прозы». Пристальное внимание поэта привлекали история и современное положение Европы, в частности последствия Великой французской революции, наступление буржуазного «железного века» - темы, косвенно затронутые еще в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824), «Цыганах» и получившие яркое выражение в монументальном стихотворении «К вельможе» (1830). 1830-1831 годы стали периодом активной деятельности Пушкина-журналиста и критика (главным образом в «Литературной газете» А. А. Дельвига, закрытой в 1831 года), углубления интереса к теоретическим и современным литературным проблемам.

Слава А. С. Пушкина как поэта в это время достигла своего зенита. Однако постепенно раскрылась сложность его политического и общественного положения: он получил от властей выговор за чтение в кругу друзей неопубликованного «Бориса Годунова», испытывал трудности, связанные с «высочайшей цензурой», стеснения в свободе передвижения. В 1827 году началось следственное дело о стихотворении «Андрей Шенье», в котором был усматрен отклик на расправу с декабристами, хотя оно было написано до восстания. В 1828 году было возбуждено дело о принадлежности А. С. Пушкину поэмы «Гавриилиада», ходившей в анонимных списках. За поэтом был установлен негласный надзор.

Осенью 1830 года А. С. Пушкин приехал по имущественным делам в нижегородское имение Болдино, где задержался из-за угрозы эпидемии холеры. «Болдинская осень» ознаменовалась беспримерным размахом его творческого вдохновения: за 3 месяца (с 3 сентября до 30 ноября) поэт создал около 50 произведений разных жанров и огромного значения. Цикл «Повестей Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), явился по существу первым произведением классической русской прозы. Он вместил, при небольшом объеме, панораму жизни всех социальных слоев России, впервые представив современную бытовую жизнь «рядовых» людей достоянием национальной истории, имеющим общезначимый смысл. В т. н. «маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») на материале разных стран и исторических эпох в предельно лаконичной форме поэт исследовал философские и нравственные проблемы всечеловеческого масштаба (свобода, страсть и мораль; личность, общество и история; жизнь, смерть и бессмертие). «Сказкой о попе и о работнике его Балде» А. С.Пушкин начал цикл сказок (1830-1834), в котором впервые использовал опыт фольклора в интересах нового, реалистического метода, воплотил в ярко национальной форме, в «наивно» укрупненном виде ряд проблем всеобщего значения. В Болдине также был создан ряд критических и публицистических статей и заметок и около 30 стихотворений, в том числе «Бесы», «Элегия», «Румяный критик мой...», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней», «Стихи, сочинённые ночью...» и др. «Болдинская осень» 1830 года знаменовала собой эпоху полного расцвета творчества А. С. Пушкина как явления всемирного масштаба.

30 ноября 1830 года А. С. Пушкин покинул Болдино. 18 февраля 1831 года в Москве он венчался с Гончаровой. 15 мая поэт переехал в Санкт-Петербург, затем, намереваясь издавать журнал и заниматься историей, вновь поступил на государственную службу, добился доступа к историческим архивным документам.

В 1832 году А. С. Пушкин начал работу над романом «Дубровский», однако замысел романа, в центре которого - мятежный дворянин-одиночка, скоро перестал его удовлетворять. Оставив в начале 1833 года работу над «Дубровским», поэт обратился к эпохе крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, вплотную приступив к историческому роману «Капитанская дочка». Параллельно А. С. Пушкин работал над историческим трудом о пугачевщине, собирал документы, изучал архивные материалы, в августе и сентябре 1833 года посещал Оренбург, Казань и др. «пугачевские» места, беседовал с очевидцами исторических событий.

1 октября 1833 года, на обратном пути с Урала, А. С. Пушкин вновь приезжал в Болдино. Полтора месяца второй «болдинской осени» стали периодом нового творческого подъема. Поэт закончил здесь «Историю Пугачева», создал поэму «Анджело», ряд «Песен западных славян», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне...» и такие вершинные произведения, как поэму «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень».

1833-1834 годы начали последний, исключительно тяжелый период жизни А. С. Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохранялась за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 1820-х годов. Глубочайшие открытия зрелого Пушкина расценивались публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором поэта, цензура постепенно становилась многослойной. Рождение детей, светские обязанности требовали больших расходов, займы из государственной казны поставили поэта в унизительную зависимость от властей. В конце 1833 года А. С. Пушкину был присвоен чин камер-юнкера, закрепивший за ним статус мелкого придворного. Репутация вольнодумца и презрение к «новому дворянству» вызвали враждебное отношение к нему высшего света и бюрократической знати, а независимость воззрений, неприятие дешевого фрондерства навлекли на него нападки либералов. С начала 1830-х годов поэта травила реакционная пресса во главе с Ф. В. Булгариным.

В этот период в центре внимания А. С. Пушкина по-прежнему оставались исторические судьбы и современные проблемы страны, народа и общества, пути национальной культуры, философское осмысление жизни и истории. Он готовил материалы для «Истории Петра», размышлял над историей русской литературы, изучал шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1836 году А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», продолживший на новом этапе традиции прогрессивной русской журналистики. Художественное творчество поэта в последние годы пошло в известной мере на убыль, уступив место критической, публицистической, теоретической, исторической работе. А. С. Пушкин написал философскую повесть «Египетские ночи» (1835), разрабатывал ряд замыслов и планов прозаических произведений, а также набросков, многие из которых (например, «Мы проводили вечер на даче», «Цезарь путешествовал...») замечательны своей внутренней завершенностью, предвосхищением будущего русской прозы. А. С. Пушкин закончил «Капитанскую дочку» (1836), где постановка вопросов русской народной, исторической и государственной жизни сочеталась с исследованием нравственной проблемы человеческого поведения в сложных исторических обстоятельствах. Связь судьбы с жизненным поведением стала темой философского гротеска «Сказки о золотом петушке», последней сказки поэта: единственного поэтического плода третьей «болдинской осени» (1834).

Стихи последних лет А. С. Пушкина - преимущественно медитативная лирика: «Пора, мой друг, пора!...» (1834), «Полководец», «Странник» (1835), «Из Пиндемонти», «Когда за городом...», (1836). Философский цикл лирики 1836 года был завершен пророческим стихотворением «Я памятник себе воздвиг...», ставшим поэтическим завещанием А. С. Пушкина.

В результате коварной светской интриги между А. С. Пушкиным и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом, 27 января (8 февраля) 1837 года в предместье Санкт-Петербурга, на Черной речке, произошла дуэль. Поэт получил ранение в живот и, стоически перенеся в течение двух суток тяжелейшие мучения, скончался 29 января (10 февраля) 1837 года. Его тело было погребено в Святогорском монастыре (ныне поселок Пушкинские Горы в Псковской области).

Значение творчества и масштабы гения А. С. Пушкина выдвинули его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, он стремительно прошел несколько литературных эпох - от условных художественных систем XVIII века к развитому реализму. Язык А. С. Пушкина, сочетавший книжные нормы с живыми разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка. Художественные открытия А. С. Пушкина определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры XIX-XX веков.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. В городе прошло его детство (1799-1811). В Москву поэт вернулся после ссылки в 1826 году, часто приезжал и в последующие годы (последний раз - в мае 1836 года).
В 1805-1810 годах проводил летние месяцы в имении своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе Захарове.
С октября 1811 по июнь 1817 года обучался в Императорском Царскосельском лицее. Провел лето 1831 года на даче Китаевой в Царском Селе.
Провел три осени (1830, 1833 и 1834 годов) в своем имении в селе Болдино. Все три периода пребывания поэта в селе - в особенности в 1830 и 1833 годах - ознаменованы беспримерным размахом его творческого вдохновения. Здесь им был создан ряд произведений первостепенного значения.
Жил в Санкт-Петербурге по окончании лицея до ссылки (1817-1820), в 1827-1830 годах бывал наездами. В 1831 году окончательно переехал в Санкт-Петербург, провел здесь последние годы жизни. Умер в Санкт-Петербурге 29 января (10 февраля) 1837 года.
В феврале 1837 года был похоронен у стен Успенского собора Святогорского монастыря.
Посещал усадьбу П. А. Вяземского в Остафьеве летом и осенью 1830, а также в январе 1831 года.
Посещал Таганрог 5 июня 1820 года по пути на Кавказ.
Посещал крепость святого Димитрия Ростовского по пути на Кавказ в июне 1820 года.
В мае 1829 года посещал А. П. Ермолова в Орле.
Посещал Оренбург в сентябре 1833 года в период работы над "Историей Пугачева".
В сентябре 1833 года дважды проезжал через Татищево (по дороге из Самары в Оренбург и по дороге из Оренбурга в Уральск).
21-23 сентября (3-5 октября) 1833 года посещал Уральск, собирал материалы к "Истории Пугачева".
20 сентября (2 октября) 1833 года посещал Нижнеозерную, собирал материалы к "Истории Пугачева".
Посещал Нижний Новгород 2-3 (14-15) сентября 1833 года по пути в Оренбург.
Останавливался в Казани 5-8 (17-20) сентября 1833 года в ходе поездки по Волге и Уралу.
Посещал Симбирск 10-15 (22-27) сентября 1833 года в ходе поездки по Волге и Уралу.
Неоднократно бывал в Твери проездом. Останавливался в тверской гостинице Гальяни в 1811, 1826, 1830 и 1836 годах.
В 1811-1836 годах более 25 раз бывал проездом в Торжке.
Неоднократно посещал имение Вульфов в селе Берново Старицкого уезда Тверской губернии. Жил в берновской усадьбе в 1828, 1829 и 1833 годах.
Неоднократно посещал усадьбу А. Н. Оленина Приютино (ныне в черте города Всеволожска) после окончания Императорского Царскосельского лицея, а также летом 1828 года.
В периоды жизни в Захарово в летние месяцы 1805-1810 годов приезжал с родителями к обедне в Преображенскую Большевяземскую церковь. У храма похоронен его брат Н. С. Пушкин (1801-1807).
Впервые посетил имение Гончаровых Полотняный Завод в мае 1830 года, вел переговоры о приданом Н. Н. Гончаровой. Гостил в усадьбе в августе - сентябре 1834 года.
Посещал князя Н. Б. Юсупова в Архангельском весной 1827 года и в августе 1830 года.
Посещал Моздок в ходе поездки по Кавказу в 1820 году.
В августе 1825 года дважды приезжал в имение А. Н. Пещурова Лямоново, во второй свой приезд встречался здесь со своим лицейским товарищем князем А. М. Горчаковым.
Провел три дня в Старице в январе 1829 года.
Посещал имение К. М. Полторацкого в Грузинах в марте 1829 года, а также в марте 1830 года.
Посещал имение П. И. Вульфа в селе Павловском осенью 1828 года, в январе и октябре-ноябре 1829 года и в августе 1833 года. В течение трех недель в октябре-ноябре 1829 года здесь им были написаны стихи «Зимнее утро», «Зима. Что делать нам в деревне?..», значительная часть «Путешествия Онегина» (первоначальные наброски), а также начата работа над оставшимся неоконченным «Романом в письмах» и заметкой «Разговор о критике».
Посещал имение П. А. Осиповой в Малинниках в октябре 1828 года, осенью 1829 года, а также в марте 1830 года.
Существует предание о посещении Погорелого Городища А. С. Пушкиным в конце 1828 или в начале 1829 года. Согласно преданию, поэта привели в посад поиски сведений о ржевском купце Долгополове – участнике пугачевского бунта. В Погорелом Городище А. С. Пушкин ознакомился с жалованной грамотой (1621) царя Михаила Федоровича, поведавшей ему о деяниях его предка Гаврилы Григорьевича Пушкина. Подтверждением этой легенды является письмо А. С. Пушкина к Н. Н. Раевскому-младшему от 30 января 1829 года.
Посещал усадьбу П. И. Панафидина в Курово-Покровском Старицкого уезда Тверской губернии в 1829 году. Здесь поэт работал над VII главой романа «Евгений Онегин».
Посещал Кисловодск в 1829 году, останавливался в доме А. Ф. Реброва.
Провел несколько дней августа 1833 года в усадьбе Ярополец Гончаровых.
Посещал Старочеркасск вместе с Н. Н. Раевским по пути на Кавказ 8 июня 1820 года.