Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Оковцы)

Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Оковцах построен в 1750–1754 гг. вместо более древней деревянной церкви. В дальнейшем неоднократно перестраивался и расширялся. В настоящее время действует.
История церкви

Оковецкая церковь расположена на окраине села Оковцы, она стоит на высоком холме, обрывающемся в сторону восточного берега реки Пырошни, на месте чудесного явления местным жителям двух икон – Божией Матери и Животворящего Креста. Их объединили одним окладом и носили по деревням с крестными ходами для исцеления тяжелобольных, многие люди исцелились от этих икон. Также иконы носили через Ржев, где ныне стоит церковь Оковецкой иконы Божией Матери. В честь этой иконы строились храмы и в Москве.

Явление чудотворных икон, по преданию, произошло в 1539 г. и вскоре на месте их обретения были построены две деревянных церкви: одну освятили во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии» Оковецкой (Ржевской) с приделом святого Николая Чудотворца, другую – во имя Происхождения Честных Древ. 

После литовского разорения, в 1624–1625 гг., в источниках упоминается уже один храм, посвященный Чудотворному образу Пресвятой Богородицы, с приделами. В первой половине XVIII века в селе снова стояли две деревянные церкви: вблизи места, где людям явилась икона Богородицы, а в настоящее время стоит каменный храм, находилась летняя церковь во имя Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца; вблизи места, где произошло явление Животворящего иконы Креста, а позднее была построена деревянная часовня, находилась зимняя церковь во имя Происхождения Честных Древ.

В 1750 г. было принято решение вместо деревянного храма Пресвятой Богородицы «Одигитрии» Оковецкой строить каменную церковь того же посвящения с приделом Чудотворца Николая, на что было получено благословение архиепископа Тверского Митрофана. Для выполнения работ подрядили каменщиков Селижаровской подмонастырской слободы крестьян Фому Павловича Козлова и Ивана Ерофеева, которым был выплачен задаток в сумме 130 рублей. Но, получив задаток, они подрядились на строительство каменной церкви над Святыми восточными воротами Ниловской пустыни – во имя преподобного Нила Столобенского. По жалобе оковецких церковнослужителей деньги были возвращены, но каменщикам велели продолжать работу в Ниловской пустыни. 

На строительство каменной церкви в Оковцах был подряжен крестьянин Осташкинской синодальной слободы Иван Семенович Мосягин, который за два года завершил все работы. 15 июля 1754 г. по благословению архиепископа Тверского Вениамина состоялось освящение нового храма. В 1755–1756 гг. над западным входом в церковь тем же мастером была построена каменная колокольня.

В течение всего времени строительства деревянный храм во имя Происхождения Честных Древ оставался нетронутым. Известно, что в 1772 г. он еще стоял на своем месте. Когда и как эта церковь была уничтожена, остается неизвестным. Позднее на ее месте построили небольшую деревянную часовню, в которой находились немногочисленные иконы, оставшиеся от прежнего иконостаса. 

В 1767–1770 гг. с южной стороны холодного каменного храма был пристроен каменный придел, освященный во имя Происхождения Честных Древ, пять окон южной стороны холодного храма при этом были заложены. 

В 1774 г. с разрешения архиепископа Тверского Платона был укреплен берег напротив церкви, подмываемый водой реки Пырошни, работы в сумме 500 рублей были истрачены из церковных денег. Вокруг самой церкви были выравнены идущие во все стороны неровности для удобства совершения крестных ходов.

Архитектура и убранство

Основной объем храма представляет собой «восьмерик на четверике». В 1825 г. вместо прежней деревянной крыши была устроена железная кровля с деревянными подзорами. Наличники окон имеют вид полупилястр. В начале XX в. церковь имела четыре престола: во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии» Оковецкой (главный), в придельном теплом храме – во имя святого Чудотворца Николая и преподобного Серафима Саровского.

Иконостас главного храма был устроен в 1831–1832 гг. на средства осташковского купца Николая Терентьевича Глазухина. В 1891 г. вместо него установили новый пятиярусный иконостас с золочеными колоннами и резьбой, выполненный осташковским мастером Акимом Ивановым Артюховым на церковные средства. Иконы в иконостасе были написаны все новые, переписана заново и стенная живопись. 

В 1894 г. был заменен иконостас в приделе Николая Чудотворца, устроенный в 1850–1851 гг. В новый резной иконостас с вызолоченными червонным золотом колоннами, изготовленный ржевский мастером Николаем Садовниковым, были также установлены новые иконы, написанные на золотом чеканном фоне. В приделе Происхождения Честных Древ первый иконостас был устроен в 1767–1770 гг., в 1850–1851 гг. он был возобновлен, в 1893 г. заменен новым, иконы в нем остались старые, стенная живопись выполнена новая. 

Царские двери в иконостасе главного храма, со слов церковнослужителей, были пожертвованы из Троицкого собора Осташкова – вероятно, в 1798 г., когда в главном храме Троицкого собора были устроены новые серебряные Царские двери. На Царских дверях главного оковецкого храма было рельефное резное изображение Тайной вечери Иисуса Христа с апостолами. В 1870 г. двери были вновь позолочены червонным золотом. 

Стены главного храма, а также придела Происхождения Честных Древ украшали живописные священные изображения, выполненные в 1839, 1840 и 1844 гг. Полы главного храма были чугунные, устроены в 1798 г. вместо прежних деревянных с благословения архиепископа Тверского Иринея, в приделах – деревянные. 

Храм во второй половине XIX – XX вв.

В 1860 г. вокруг церкви Смоленской иконы Божией Матери была построена новая ограда из дикого камня.

В 1871 г. переделан теплый придел во имя святого Николая Чудотворца. Прежнюю колокольню, располагавшуюся над западным входом, при этом разобрали и вместо нее построили новую – над Святыми воротами церковной ограды. Вместе с тем, теплый Никольский придел, бывший прежде очень тесным, распространили на запад на 4 сажени.

В 1902 г. вместо прежней колокольни, построенной в 1871 г., была возведена новая каменная колокольня со шпилем высотой 25 саженей и сторонами основания 5 саженей. В 1903 г. на нее повесили новый большой колокол весом 487 пудов. 

В 1905 г. теплый придел, оказавшийся тесным и давший трещину в одной из стен, был перестроен, вместо него устроили обширную теплую трапезную церковь, в которой были освящены два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Серафима Саровского с устройством в последнем нового иконостаса с 16 золочеными колоннами и золоченой резьбой. Размеры теплой трапезной церкви составили 11 х 11 саженей, высота – 4 сажени. 

В советское время церковь в Оковцах закрыли. В 1992 г. возвращена верующим, с тех пор восстанавливается силами благотворителей и прихожан.

Притч и приход

В 1901 г. в храме Смоленской иконы Божией Матери служили: священник Воскресенский Андрей Иларионович (68 лет, священником с 1854 г., состоял катихизатором, благочинным), священник Никольский Григорий Алексеевич (30 лет, священником с 1892 г.), диакон Покровский Михаил Алексеевич (34 года, диаконом с 1894 г.), псаломщик Испалатов Феодор Иванович (58 лет, в должности с 1863 г.), псаломщик Зверев Василий Андреевич (33 года, в должности с 1899 г.). Прихожане священника А. И. Воскресенского: в селе Оковцах и деревнях Акинине, Ананкине, Бобрах, Боровинке, Бутырках, Воронине, Гришкине, Гущине, Заозерье, Зимнике, Клетках, Коврижках, Малых Клочках, Повойцеве, Рылове, Стрельнике, Ям Столпине – 284 двора (909 мужчин и 995 женщин). Прихожане священника Г. А. Никольского: в селе Оковцах и деревнях Боклановке, Больших Клочках, Бобрах, Боровицах, Ботвинине, Бредках, Дарках, Коровкине, Кулешине, Ям Столпине – 277 дворов (796 мужчин и 889 женщин). 

В 1914 г. служили: священник Синев Петр (40 лет, на службе 17 лет, в Смоленской церкви с 1911 г.), священник Дюков Александр (37 лет, на службе 15 лет, в Смоленской церкви с 1913 г.), штатный диакон Покровский Михаил (49 лет, на службе 22 года, дьяконом в Смоленской церкви с 1894 г.), псаломщик-диакон Тарасов Иоанн (32 года, на службе 12 лет, в Смоленской церкви с 1910 г.), псаломщик Испалатов Феодор (73 года, на службе 51 год, в Смоленской церкви с 1887 г.). Прихожан в деревнях Ананкино, Баклановка, Бобры, Большие Клочки, Боровинка, Боровицы, Ботвинино, Бредки, Бутырки, Воронино, Гришкино, Гущино, Дорки, Заозерье, Зимники-Чернозем, Клетка, Коврижки, Коровкино, Кулешино, Малые Клочки, Подмошье-Акинино, Пустошки-Новойцы, Рылово, Стрельник, Ям Столыпино – 1 996 мужчин и 2 165 женщин.