Часовня Даниила Столпника (Васильева Гора)

Православная часовня Даниила Столпника Торжокского благочиния Тверской епархии, выстроенная в конце XVIII столетия известным архитектором Н. А. Львовым, в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной государства.
Всего в двух километрах от бывшей дворянской усадьбы Знаменское-Раёк, выстроенной в середине XVIII столетия, самую окраину небольшой деревеньки Васильева Гора украшает удивительная по красоте часовня во имя святого преподобного Даниила Столпника, появившаяся вблизи усадьбы в конце XVIII столетия.

История возведения часовни тесно связана с именами выдающихся людей того времени – генерал-аншефа, сенатора Федора Ивановича Глебова и русского архитектора Николая Александровича Львова.

Ф. И. Глебов, задумавший выстроить усадебный комплекс в Тверской губернии, пригласил для воплощения своего замысла одного из лучших архитекторов XVIII столетия Н. А. Львова, который, кстати, владел имением Никольское-Черенчицы и обустраивал усадьбы своих соседей-помещиков. Благодаря таланту зодчего на карте губернии появилось новое имение Знаменское-Раёк, оформленное в любимом стиле Н. А. Львова – палладианском.

При строительстве усадебного комплекса располагавшееся рядом сельское кладбище было решено перенести чуть дальше – в соседнюю деревню Васильева Гора, владельцем которой так же был генерал-аншеф Ф. И. Глебов. А бывший кладбищенский храм Знамения Пресвятой Богородицы в Райке стал домовой церковью Глебовых.

В 1792 году новый погост был устроен, а на месте старой деревянной церкви Даниила Столпника, расположенной рядом с кладбищем, в том же году (по некоторым данным в 1794–1795 годах) архитектор Н. А. Львов выстроил небольшую часовню-ротонду, перекликающуюся внешним видом с постройками Знаменского-Райка и ставшую украшением деревни.

Необычность архитектуры Данииловской часовни связана с тяготением зодчего к итальянскому стилю, а особенно к его классической форме – ротонде, где двусветный монолитный объем, внутрь которого ведут три входа, разделенные окнами, перекрыт куполом и опоясан колоннами ионического ордера, придающими зданию стройность и устремленность вверх.

Особое внимание заслуживает фресковая живопись, появившаяся вскоре после постройки здания. К сожалению, имя художника осталось неизвестным, хотя искусствовед Наталья Дмитриевна Троскина, изучившая архивные документы, выяснила, что росписи главного усадебного дома в Райке и росписи Данииловской часовни сделаны в 1794 году, причем господский дом был расписан крепостными художниками Андреем Колпаковым, Василием Гавриловым, Иваном Ефимовым, Николаем Суслеевым, Алексеем Вырыпаевым под началом новоторжского художника Николая Устинова. Исходя из этого с большой долей вероятности можно утверждать, что эти же мастера украсили фресковой живописью стены и своды часовни. Правда, по некоторым характерным признакам, описанным ниже, можно предположить, что руководил ими иностранный художник, хорошо знакомый с зарубежным искусством.

Над главным входом изображены святые апостолы Петр и Павел, Симеон и Даниил Столпники, полуобернутые к расположенной над порталом фигуре Христа. Основание купола украшено живописным орнаментальным фризом с изображением растительных стилизованных элементов, чаш, различных символов и знаков. В восточной части часовни расположены сюжетные композиции (предположительно трех Вознесений – допотопного, ветхозаветного и новозаветного – Еноха, Илии Пророка и Иисуса Христа), в западной – аллегорические женские образы.

Интересен тот факт, что для оформления западной части часовни художники позаимствовали и частично воспроизвели росписи Рафаэля, так называемые «Станцы Рафаэля», которыми гениальный итальянец украсил дворец Папы Римского в Ватикане в середине XV столетия, а именно – самую знаменитую станцу великого художника, носящую название «Станца делла Сеньятура» (рабочий кабинет Папы) и воплотившую в себе тему человеческой деятельности в области духовных свершений. Эта тема представлена изображениями четырех женских фигур, символизирующих Философию, Теологию, Правосудие и Поэзию. Помимо этих фигур изображены и аллегорические образы Милосердия, Веры, Надежды, Любви.

Сохранившиеся яркие краски золотистых, пурпурных, охристых, красно-фиолетовых и зеленоватых тонов, которыми выполнены фигуры, смотрятся очень колоритно и подчеркивают внутренний импульс персонажей, а светлые фоновые полутона делают внутреннее пространство визуально светлее и шире.

В конце XIX столетия владельцами Знаменского-Райка и Васильевой Горы стали тверские помещики Дубасовы, при которых часовню переосвятили в кладбищенский Данииловский храм, отреставрировали и украсили наружной росписью, частично сохранившейся до настоящего времени.

Весь минувший век часовня находилась в запустении, пока в 2004 году не началась реставрация уникальной живописи, до сих пор, к сожалению, не завершенная.