Показать регионы
Герб - Город Бодайбо Информация о гербе
Бодайбо на карте

Бодайбо

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1925 г.)
  • Дата основания
    1864 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Бодайбинское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Бодайбинский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    13,896 (2015 г.)
  • Территория (кв.км)
    11,00
  • Координаты
    57°51'7'' с.ш., 114°11'57'' в.д.
  • Почтовые индексы
    666901–666904
  • Телефонный код
    +7 395 61
  • Автомобильные коды
    38, 85, 138
  • Прежние названия
    Бодайбинская резиденция
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    25410000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Дубков Александр Викторович (с 2012 г.)
  • Адрес администрации
    666901, Иркутская область, г. Бодайбо, ул. 30 лет Победы, д. 3
  • Телефоны администрации
    +7 (395 61) 5-22-24, (395 61) 5-25-76, (395 61) 5-19-75, факс: (395 61) 5-19-75

Общие сведения

Редактировать
Бодайбо – город в Иркутской области, административный центр Бодайбинского района. Расположен на правом берегу реки Витим (правый приток Лены), при впадении в нее речки Бодайбо, в 1 100 км к северо-востоку от областного центра – города Иркутска.

Численность населения – 13 896 человек (2015 г.). Площадь территории – 1 100 га.

Город Бодайбо является административным центром муниципального образования «Городское поселение Бодайбинское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Бодайбо (74) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
30 лет Победы ул.
60 лет Октября ул.
8 Марта ул.
666904
Апрельский пер.
666904
Артема Сергеева ул.
Аэропортовая ул.
666901
Базовский пер.
666904
Байкальская ул.
666904
Березнеровская ул.
666904
Березовая ул.
666902
Вилюйский пер.
666904
Витимский пер.
666904
Володарского ул.
666904
Депутатская ул.
666904
Железнодорожная ул.
666901
Загородная ул.
666902
Иркутская ул.
666902
Карла Либкнехта ул.
666904
Кирпичный мкр
666902
Кирпичный пер.

История Бодайбо

Редактировать
Первые русские землепроходцы – отряд атамана Максима Перфильева – появились на реке Витим в 1639 году. В то время на территории этого сурового необъятного края лишь изредка можно было встретить кочевья эвенков. В течение почти двух столетий эти места оставались малоизученными. И только с открытием летом 1846 г. поисковыми партиями иркутского купца 1-й гильдии Константина Петровича Трапезникова первых золотых россыпей в верховьях реки Хомолхо началось освоение этой территории. В 1849 г. губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым были утверждены два первых прииска – Вознесенский и Спасский.

Бодайбинская резиденция

Для хозяйственного освоения и развития района требовалась база. В 1864 г. на берегу Витима, при впадении в него речки Бодайбо была основана приисковая Бодайбинская резиденция (перевалочный пункт и склад грузов). На первых порах резиденция обслуживала только Стефано-Афанасьевский прииск, но со временем превратилась в опорную базу освоения всей территории Лено-Витимского золотоносного района. К тому же периоду относится организация Лено-Витимского пароходства.

Известны две версии происхождения названия города Бодайбо. По одной из них, отведя и зарегистрировав законным порядком участок (поставив «отвод»), старатели молились, чтобы Бог им подал золото – «подай, Бог», это словосочетание в дальнейшем трансформировалось в «Бодайбо». По другой версии, являющейся традиционной, Бодайбо с эвенкийского языка означает «это место».

Уже в течение первых двух десятилетий в районе Бодайбинской резиденции добыча золота составила около 25 тонн. А в 1881 году в этих местах был найден самый большой золотой самородок, вес которого составил 26 килограммов! Но к концу XIX века поверхностные, наиболее богатые, россыпи были фактически полностью выработаны. Для обнаружения новых запасов золота необходимо было провести широкомасштабные геологоразведочные работы, техническое переоснащение и обустройство приисков. На все это требовались значительные средства.

В 1896 г. создается акционерное общество «Ленское золотопромышленное товарищество» (или для краткости именуемое «Лензото»), крупнейшее в России, благодаря которому в золотопромышленность были привлечены отечественные и иностранные инвесторы, а их ресурсы объединены. К началу 1910 года на долю иностранных инвестиций в суммарном капитале акционерного общества приходилось 65%. В собственности «Лензота» к тому времени находились почти все наиболее крупные золотые прииски Лено-Витимской системы (всего 122 прииска), а также Лено-Витимское пароходство. Таким образом, «Лензото» стало одним из крупнейших золотопромышленных предприятий в мире.

Началось ускоренное освоение золотоносного района. Еще в 1895 г. была проложена первая узкоколейная железная дорога, протянувшаяся от пристани до ближайших приисков (через Бодайбинскую резиденцию). Через год состоялся пуск первой в Иркутской губернии и второй в России гидроэлектростанции мощностью 300 кВт, на тот момент ставшей самой мощной в стране. Здесь проложили и первую в стране линию электропередач. К 1914 году в районе действовало уже 6 гидроэлектростанций, составлявших единую энергосистему, первую в России. Также впервые в России на Надеждинском прииске была открыта электрифицированная железная дорога для перевозки золотоносных песков, гальки и торфа. Тогда же для проходки шурфов начали применять алмазное оборудование и тоже впервые в России. Для геологоразведочных работ приглашали лучших российских и зарубежных специалистов, в числе которых был Владимир Афанасьевич Обручев, будущий академик Академии наук СССР.

В технологический процесс на многих приисках было внедрено паровое оттаивание песков, а с 1914 года – зимняя промывка, благодаря которой процесс золотодобычи стал круглогодичным. В золотоносный район стала поступать мощная техника – первые экскаваторы, электродраги с черпаками 100 и 210 литров. Накануне революции велась подготовка полигонов для размещения высокопроизводительных драг вдоль рек Жуй, Бодайбо, Чары и других. Однако процесс модернизации отрасли был прерван революционными событиями. Очередная из запланированных еще до революции электродраг с объемом черпака 476 литров, появилась на Благовещенском прииске только в 1929 г. и стала одной из самых крупных в стране.

Следствием модернизации отрасли стал рост почти на 40% производительности труда, в результате чего существенно выросли объемы золотодобычи. В 1910–1916 годах ежегодная добыча золота составляла около 16 тонн – рекорд, который не был побит даже в советский период.

В 1912 г. произошла трагедия, омрачившая процесс бурного развития отрасли. Тогда акционеры получили максимальную прибыль, составившую около 9 миллионов рублей золотом, но не пожелали выделить 100 тысяч рублей, требовавшиеся для улучшения социально-бытовых условий рабочих на приисках. Во время произошедшего по этому поводу стихийного выступления рабочих трагически погибли 270 человек (данные разных источников разнятся), они были расстреляны во время мирного шествия. Правление «Лензота» было отправлено в отставку.

Прииски в советское время

После революции прииски были национализированы, это привело к полной остановке хозяйственной деятельности на них. Район золотодобычи оказался отрезанным от центров снабжения, свирепствовал голод. К 1921 г. добыча золота снизилась в десятки раз, ее объемы не превышали 2,5% от дореволюционного уровня. Положение рабочих, которым большевики обещали безбедную жизнь, не улучшилось, они массово покидали прииски.

Новая власть начала искать возможности привлечения в разрушенную золотопромышленность иностранного капитала. В августе (по другим данным, в ноябре) 1925 г. правительством СССР был заключен концессионный договор с английской компанией «The Lena Goldfields Limited» («Лена Голдфилдс лимитед»), которой уже в 1926 г. удалось увеличить золотодобычу до 9,6 тонн (58% от дореволюционного уровня).

В 1925 г. поселок при Бодайбинской резиденции получил статус города.

Когда золотодобыча была восстановлена, советская власть начала действия по вытеснению иностранного капитала и весной 1930 года концессионный договор был расторгнут. В 1932 г. был создан Государственный всесоюзный трест, сохранивший дореволюционное название – «Лензолото», административные стимулы заменили собой экономические. В 1930-х гг. было арестовано свыше 5 тысяч жителей Бодайбинского района, объявленных «врагами народа», из которых 950 человек были убиты – это в 3,5 раза превысило количество жертв «Ленского расстрела». Но никакие административные и карательные меры не способствовали достижению уровня золотодобычи дореволюционного уровня и даже уровня периода НЭПа.

В послевоенные годы осваивались новые золотоносные участки, повышался уровень механизации, увеличивалась доля открытой разработки, за счет этого поддерживался объем золотодобычи. 

В 1961 г. вблизи Бодайбо состоялся пуск Мамаканской ГЭС (мощность 80 МВт). На приисках внедряли крупные электрические драги, одна из них с объемом черпака 600 литров, установленная на прииске Маракан, стала крупнейшей в мире. Благодаря использованию электродраг в 1970-х гг. добывали более половины всего добываемого в районе золота, остальная часть добывалась подземным и гидравлическим способами. В середине 1980-х гг. объединение «Лензолото» располагало 14 драгами, уровень механизации к этому времени приближался к 100%.

Новое время

В 1986 г. было принято решение о строительстве комбината на золоторудном месторождении Сухой Лог, открытом еще в 1961 г. и после интенсивных исследований в 1970-х гг. признанном крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире. Его балансовые запасы в то время оценивались в объеме около 1 тысячи тонн золота. Решение о предстоящем освоении Сухоложского месторождения имело следствием начало бурного роста многоэтажного жилищного строительства в городе Бодайбо. Началось строительство домостроительного комбината и возведение моста через реку Витим.

В период кризиса 1990-х гг. золотодобывающая отрасль переживала нелегкие времена. Как следствие, тяжелыми стали эти годы и для города Бодайбо. В 1992 г. было остановлено строительство комбината на месторождении Сухой Лог, сворачивались программы жилищного и дорожного строительства. Из города и района начался отток населения. Были свернуты геологоразве­дочные работы. На приисках оставалось всего несколько драг. В 1992 г. в результате производственной ошибки затонула крупнейшая в мире речная драга № 601 на Мараканской золотой россыпи. Стала разрушаться социальная и производственная инфраструктура.

В конце 1990-х гг. началось возрождение отрасли. Добыча рудного золота была начата на сравнительно небольших, но высокоэффективных месторождениях. Произведена доразведка и переоценка балансовых запасов Сухоложского месторождения, намечена программа модернизации системы городского теплоснабжения. К городу Бодайбо вернулся статус главной базы Лено-Витимского золотопромышленного района.

Транспорт

Редактировать
Город Бодайбо связан автомобильной дорогой с железнодорожной станцией Таксимо, расположенной в 225 км к югу от него, на Байкало-Амурской магистрали. Внутрирайонной автомобильной дорогой Бодайбо – Перевоз город связан с приисковыми поселками. Автомобильный транспорт имеет важное значение для перевозки грузов и доставки пассажиров на золотодобывающие предприятия и прииски.

В зимний период (ноябрь – апрель) функционируют так называемые «зимники», по которым осуществляется пассажирское и грузовое сообщение между районными центрами Мама и Бодайбо.

Знаменитые люди (1)

Добавить человека
  • Керенский Александр Федорович Керенский Александр Федорович
    В 1912 году проживал в Бодайбо в период работы независимой адвокатской комиссии по расследованию обстоятельств расстрела рабочих на приисках Ленского золотопромышленного товарищества («Лензолота»).

Гостиницы (2)

Добавить
3- одноместных комнаты и 1 двухместная комната. Большой холл и общая кухня. Отдельный санузел и отдельная ванная комната. Баня с небольшим бассейном и душевой.
Иркутская область, Бодайбинский район, город Бодайбо, Карла Либкнехта, 75
+7 3956174834
Гостиница Гостиница Георгия Дьяченко расположена в городе Бодайбо
Иркутская область, Бодайбинский район, город Бодайбо, Первомайская, 17
+7 3956156090

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.