Показать регионы
Герб - Город Юрга Информация о гербе
Юрга на карте

Юрга

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1949 г.)
  • Дата основания
    1886 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Юргинский
    (центр муниципального образования)
    административный центр Юргинского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    81,396 (2016 г.)
  • Территория (кв.км)
    44,80
  • Координаты
    55°42'48'' с.ш., 84°56'1'' в.д.
  • Почтовые индексы
    652050
  • Телефонный код
    +7 384 51
  • Автомобильные коды
    42
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    последнее воскресенье июня
  • Код ОКАТО
    32449000000
  • Код ОКТМО
    32749000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Попов Сергей Владимирович
  • Адрес администрации
    652050, Кемеровская область, г. Юрга, пр. Победы, д. 13
  • Телефоны администрации
    +7 (384 51) 5-91-95, (384 51) 5-04-92, (384 51) 4-16-06, факс: (384 51) 5-91-95

Общие сведения

Редактировать
Юрга – город в Кемеровской области, административный центр Юргинского района. Крупный центр железных и автомобильных дорог. Расположен в северо-западной части области, на реке Томь, в 115 км к северо-западу от областного центра – города Кемерово.

Численность населения – 81 396 человек (2016 г.). Площадь территории – 4 480 га.

Город Юрга является административным центром муниципального образования «Городской округ Юргинский»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Юрги (243) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1-я Железнодорожная ул.
652050
1-я Кирпичная ул.
652059
1-я Подгорная ул.
652051
1-я Раздольная ул.
652051
1-я Садовая ул.
652055
1-я Северная ул.
652050
1-я Степная ул.
652051
1-я Южная ул.
652059
2-я Железнодорожная ул.
652050
2-я Кирпичная ул.
652059
2-я Подгорная ул.
652051
2-я Раздольная ул.
652051
2-я Садовая ул.
652055
2-я Северная ул.
652050
2-я Степная ул.
652051
2-я Южная ул.
652059
303 Дивизии ул.
652050
8 Марта ул.
652057
Абразивная ул.
652050
Автодорожная ул.
652050

История Юрги

Редактировать
Первые упоминания о Юрге и происхождение названия

Первое известное поселение на месте нынешнего города Юрга – русское селение Усть-Искитим – существовало еще в конце XVII века.

Во время Великой Северной экспедиции (1733–1746), возглавляемой Герхардом Фридрихом Миллером, академический отряд совершил сухопутный переход вдоль Томи из Кузнецка в Томск. Одна из частей отряда, в составе которой путешествовал студент Степан Петрович Крашенинников, в будущем выдающийся ученый, воспользовалась водным путем, спустившись вниз по реке Томь. Во время плавания С. П. Крашенинников подробно записывал все замеченные по обоим берегам Томи населенные пункты. В частности, проплывая в месте резкого поворота реки на север, где спустя более чем 200 лет раскинется современный город Юрга, Крашенинников оставил следующую запись: «…Юрга речка на левой стороне, от Поломошной деревни в 1 версте. Тала деревня на той же стороне, от Юрги речки в 4 верстах».

Эта запись стала первым письменным упоминанием названия «Юрга» в исторических документах. О происхождении названия города существует несколько версий.

Известный советский лингвист, археолог и этнолог А. П. Дульзон, исследовавший культуры и языки коренных народов Сибири, полагал, что название реке дали древние обитатели этих мест – селькупы, а переводится оно как «жирная река». Ученый предполагал, что ранней весной долину реки сплошь покрывали бледно-желтые цветки лютика, и издали создавалось впечатление, что река покрыта блестками жира. Некоторые источники трактуют слово «юрга» как «иноходец». Существуют и другие версии.

Но наиболее убедительной современные исследователи считают версию, согласно которой слово «юрга» имеет тюркское происхождение и переводится как «быстрая речка», что в полной мере отражает «характер» реки – местные жители знают, что весной или в период дождей река бежит «говорливо и бойко».

Строительство поселка – предшественника современного города

По некоторым сведениям, строительство первых жилых домов Старой Юрги началось в 1875–1876 гг., но считается, что поселение Юрга возникло в 1886 г. Жители села Поломошное, к тому времени существовавшего уже более 100 лет и считавшегося многолюдным и зажиточным, разрабатывали земельные участки под пашню вдоль плодородных берегов речки Юрги. Так появились выселки Юрга. Первыми здесь построили свои дома братья Григорий и Александр Березовские. Согласно именным спискам за 1901 г. выселки «Юрга» Поломошнинского сельского общества насчитывали около 40 жителей.

Вероятно, Юрга так бы и оставалась обычным селом, каких вокруг было много, но дальнейшее ее развитие определила железная дорога – Транссибирская магистраль, которая прошла рядом с ней в 1896 г. В городском краеведческом музее хранится уникальный экспонат – рельс, произведенный на демидовских заводах Нижнего Тагила в 1896 г., что подтверждается клеймом на рельсе.

В 1906 г. было открыта железнодорожная станция и Юрга становится железнодорожным поселком. Первоначально дорога была однопутной, поезда по ней могли проходить в одну сторону, разъезд составов осуществлялся на разъездах и станциях, но уже тогда предусматривалось строительство второго пути. В 1910 г. были произведены расчеты строительства железнодорожного моста через Томь для второго пути, но реализация этого проекта была отодвинута на много лет.

Интенсивное заселение Юрги началось с массовым переселением крестьян в Сибирь из центральных губерний России после столыпинской реформы 1906 г. Людей привлекали в эти места плодородные земли и полноводная река Томь. Важным фактором была также близость Кузнецкого тракта, являвшегося главным торговым путем из Томска в Кузнецк. Здесь крестьяне могли сбывать излишки сельхозпродуктов торговым людям.

К 1910 г. на станции Юрга был построен деревянный железнодорожный вокзал, в поселке располагались военная казарма, небольшая кондитерская, улочка домов и складов, принадлежащих купцу Мельникову.

В 1913 г. началось строительство железной дороги протяженностью 186 верст от Кольчугина до Юрги и ветки от станции Топки до Кемерова. Работы велись концерном «Копи-Куз». В сентябре 1915 г. было открыто временное грузовое движение, в декабре открылось временное пассажирское сообщение между станциями Кольчугино и Кемерово. 

В этот период границы Юрги быстро расширялись. По обе стороны железной дороги строились деревянные дома, до наших дней практически не сохранившиеся. Современная улица Ленина тогда называлась Почтамтской, улица Калинина – Яковлевской. В 1913 г. в поселке действовала железнодорожная школа с четырьмя классами. 

В 1914 г. в Юрге был построен дом, который в советское время занимала районная поликлиника (в 1981 г. снесен), тогда же появились дом начальника железнодорожной станции Юрга­-1, винно-­водочный магазин и склад. В дореволюционном поселке Юрга был и двухэтажный жилой дом, сегодня не существующий, здесь также находились дома и складские сооружения купцов Казанцева и Семендяева. В тот период станция Юрга являлась одним из центров по производству и отправке масла в Кузбасс.

После революции 1917 г.

В 1917 г. небольшой пристанционный поселок Юрга не переживал бурных революционных потрясений. Но после свершившейся в октябре революции в Юрге были проведены выборы в поселковый Совет рабочих и солдатских депутатов – Совдеп, его председателем был единогласно избран Говоров Алексей Григорьевич.

На первом заседании поселкового Совета было принято решение об установлении 8-часового рабочего дня, открытии 5-классной школы и медицинского пункта, оказании материальной помощи беднякам Старой Юрги за счет торговцев и кулаков, организации красноармейского отряда. У жителей Юрги Совдеп пользовался авторитетом, но просуществовал он недолго: уже в мае 1918 г. вспыхнул белочешский мятеж и Совдеп был разгромлен. Членам Совдепа, в том числе Говорову, удалось скрыться. 

В 1920 г. в Юрге создаются комсомольские и партийные ячейки. Среди задач, поставленных перед ними, были: очистка района от кулацко-эсеровских отрядов, восстановление хозяйства района, железной дороги и станций Юрга-I и Юрга-II. 1 мая 1920 г. коммунистами и комсомольцами станции Юрга был проведен субботник, во время которого из-под откоса на рельсы были подняты и отремонтированы 3 товарных вагона. Известны первые комсомольцы Юрги – это братья Ивановы Георгий и Степан, Агаповы Михаил и Петр, Асанов Иван Ильич, Архангельский, Макаренко и другие.

Заметно изменилась жизнь Юрги с переходом Советского государства к НЭПу. Из воспоминаний старожила города Юрченко Василия Александровича, хранящихся в музее, известно, что до 1923 г. в Юрге работал один кооперативный магазин, который располагался в одноэтажном деревянном здании на углу улиц Тальской и Почтамтской (ныне Ленина). На площади вблизи вокзала находились частные ларьки. Крупную торговлю в Юрге вел проживавший здесь Семендяев, владевший пивзаводом в Томске. В Юрге ему принадлежали два магазина: промтоварный магазин, располагавшийся на Линейной улице напротив вокзала, и магазин, торговавший хозяйственными, железоскобяными и продовольственными товарами, находившийся на улице Ленина. На территории усадьбы Семендяева на Линейной улице действовал цех по розливу пива. Другим крупным коммерсантом в поселке был Сотановский, владевший железнодорожным рестораном. В те годы приехал в Юргу и Мерзляков, конфетных дел мастер. Затем начал работать квасных дел мастер.

В 1930 г., к началу коллективизации, в Юргинском сельсовете насчитывалось 542 хозяйства – все единоличники, не было ни одного колхозника. Но уже в 1931 г. здесь было 109 хозяйств колхозников, единоличниками оставались 314 хозяйств. По данным 1931 г. население Юрги составляло 1 149 человек, Старой Юрги – 221 человек. Коллективизация набирал силу: в период с 1931 по 1935 гг. было организовано большинство Юргинских колхозов. К началу третьей пятилетки (1938) с Юргой соседствовали земли колхозов им. Авиаотряда, им. Ворошилова, им. Наримонова и колхоза «Красная Ночь», сегодня эти земли являются частью современного города Юрга.

В годы войны, Юргинский машиностроительный завод

До 1940 г. Юрга представляла собой пристанционный поселок и не имела промышленного значения. Юрга стала городом благодаря машиностроительному заводу, ныне это градообразующее предприятие ООО «Юргинский машиностроительный завод» (ЮМЗ). Первый этап развития завода относится к предвоенным и военным годам. Третьим пятилетним планом (1938–1942) предусматривалось создание в восточных регионах страны предприятий-дублеров в сфере машиностроения, химии и нефтепереработки с целью предотвращения случайных перебоев в снабжении некоторыми промышленными изделиями. Юргинский машиностроительный завод планировали сделать дублером сталинградского завода «Баррикада».

22 октября 1939 г. принимается Постановление Государственного комитета при СНК СССР о строительстве машиностроительного завода в Новосибирской области. 28 ноября 1939 г. на общем собрании колхоза «Авиаотряд» принято решение о передаче земель колхоза под строительную площадку (поле №2). В 1940 г. единственным промышленным предприятием в Юрге был крупозавод, его индустриальную базу составлял десяток ветхих станков. Эта база и стала фундаментом будущего предприятия. В 1941 г. в поселок начали прибывать эшелоны с оборудованием и эвакуированными рабочими из Ленинграда, Сталинграда, Краматорска, Коврова, Москвы.

В 1942 г. Юрга, если не считать пристанционную часть, представляла собой небольшой рабочий поселок, в котором было полтора десятка бараков, небольшая электростанция, кирпичная баня, пекарня, насосная станция. На месте, где строился завод, стояли два деревянных барака. Главной улицей в поселке считалась Ленинградская, которая тянулась примерно на 200 метров от мебельной фабрики к бане. Был в Юрге и кинотеатр, который назывался «Темп».

В 1942 г. Юрге был присвоен статус рабочего поселка. 26 января 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Юргинский район, включая заводской поселок, был передан из Новосибирской области во вновь образованную Кемеровскую область, объединившую промышленный район Кузбасса. В сложнейших условиях эвакуированное оборудование в кратчайшие сроки было подготовлено для производства продукции, необходимой фронту. Уже в марте 1943 г. завод был пущен в эксплуатацию. В 1943–1944 гг. один за другим в строй вступали производственные цеха. За 1944–1945 гг. объем выпуска продукции на машиностроительном заводе возрос в несколько раз по сравнению с 1943 г.

Период становления завода определил начало биографии города Юрга. Вместе с машиностроительным заводом строился и жилой поселок. В сентябре 1942 г. из Сталинграда в Юргу перевели строительный трест № 25. 

За годы войны на фронт ушли более 12 тысяч юргинцев, более 5,5 тысяч человек погибли или пропали без вести. Семь юргинцев стали Героями Советского Союза, двое – полными кавалерами ордена Славы, тысячи солдат и офицеров награждены орденами и медалями.

Строительство города

В отличие от большинства других городов Кемеровской области строительство в Юрге сразу велось по проектам. С 1946 г. было составлено 7 генеральных планов и схем, которые постепенно совершенствовались. Так, в 1956 г. специалисты Московской архитектурной мастерской разработали проект детальной планировки северо-восточной части города, по которому Юрга застраивалась вплоть до 1963 г. Последним проектом предусматривалось, что Юрга будет развиваться как крупный промышленный и культурный центр Кемеровской области. 

К 1949 г. численность населения Юрги превысила 21 800 человек. В районном центре действовали 8 предприятий, крупнейшим их них оставался машиностроительный завод. В городе работали: больница на 85 коек, детские ясли, детский сад, две средние и две восьмилетние школы, школа ФЗО, механический техникум. Юрга располагала жилым фондом в 91,4 тыс. м2, протяженность улиц составляла 13,7 км.

В инфраструктуре региона Юрга быстро заняла важное место, поэтому, принимая во внимание уровень экономического развития и численность населения, 18 января 1949 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему поселку Юрга был присвоен статус города районного подчинения, при этом он остался центром Юргинского района. Но уже в июле 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Юрга получила статус города областного подчинения.

С 1950-х гг. начинается бурный рост города, быстро развивается городская инфраструктура, строятся жилые дома и новые промышленные предприятия. На рубеже 1940–1950-х гг. были построены трехэтажные дома по улицам Ленинградской и Московской. Силу набирает трест «Юргапромстрой»: в 1955 г. Сталинградский строительный трест № 25 был переименован в строительный трест № 144, а в 1960-м – в трест «Юргапромстрой». За период своего существования (1942–1990-е), трест «Юргапромстрой» построил и сдал в эксплуатацию: машиностроительный завод, абразивный и пивоваренный заводы, ряд других промышленных предприятий, около 20 школ, клуб «Строитель», дворец культуры «Победа», кинотеатр «Эра», два спорткомплекса, медицинские учреждения, магазины, учреждения общественного питания. 

Из подразделений и цехов машиностроительного завода и треста «Юргапромстрой» выросли отдельные службы и предприятия города. В 1957 г. на базе столярного цеха завода была основана мебельная фабрика, из Отдела рабочего снабжения выросли трест столовых и ресторанов и Юргинторг, на базе подразделений треста были основаны завод железобетонных конструкций и кирпичный завод. Коммунальное обслуживание города осуществляли службы машзавода. 

С начала 1960-х, когда было освоено крупнопанельное домостроение, начинается ускоренное строительство жилья, продолжавшееся вплоть до конца 1980-х. В 1978 г. у города появился свой водопровод, а немного позднее – очистные сооружения.

К середине 1980-х гг. объем производства ЮМЗ вырос в десятки раз. Наряду с оборонной продукцией машиностроителями был освоен выпуск сотен наименований продукции народного хозяйства: маслопрессы, химическое оборудование, жаровни, валки холодного проката, проходческие комбайны, кукурузоуборочные комбайны, самоходные краны, запчасти для сельхозмашин, коленвалы для двигателей, товары широкого потребления.

К концу 1980-х гг. градообразующий Юргинский машиностроительный завод считался флагманом военно-промышленного комплекса. 

На рубеже тысячелетий

К концу 1991 г. в городе сильно ухудшилась социально-экономическая обстановка. С 1992 г. численность населения стала снижаться. Несмотря на сложную ситуацию, весной 1993 г. в Юрге началось строительство церкви Рождества Иоанна Предтечи, первой в истории города, освящение которой состоялось 4 декабря 1995 г.

В 1994 г. разразился кризис на самом крупном, градообразующем предприятии – Юргинском машиностроительном заводе. В условиях социальной и экономической нестабильности завод оказался фактически банкротом. Большая часть социальной инфраструктуры предприятия (детские сады, жилищный фонд) была передана городу, однако это не привело к улучшению финансового положения завода. Рабочие Юрмаша становятся активными участниками Всероссийских акций протеста, проходивших в апреле 1995 г., осенью 1996 г. Свое 50-летие Юрга встретила забастовками и рельсовыми войнами. Уже некоторые назвали город умирающим… Но он выстоял.

Сегодня Юрга, как и многие города Сибири, рожденная в годы войны, уверенно смотрит в будущее. За прошедшие годы город стал краше, он строится, растет и развивается.

Гостиницы (2)

Добавить
Гостиница Россия расположена в городе Юрга
Кемеровская область, город Юрга, Волгоградская, 2
+7 3845147500
Гостиница клуба «12 футов» Относится к категории клубных отелей. Гостиница оснащена всем необходимым для того, чтобы сделать Ваше пребывание у нас максимально комфортным.
Кемеровская область, город Юрга, Ленинградская, 1
+7 3845160977

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.