Показать регионы

Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе

Патриаршее подворье и действующая церковь Центрального благочиния Московской епархии, выстроенная в XVII столетии в живописном стиле «нарышкинское барокко», в наши дни является одной из самых красивых культовых построек Москвы и находится в списке памятников архитектуры, охраняемых государством.
В самом центре старой Москвы, в примыкающем к улице Воздвиженка Романовом переулке находится старинный православный храм Знамения иконы Божьей Матери на Шереметевом дворе. Нарядная краснокирпичная с белокаменными вставками Знаменская церковь, ведущая свою летопись с начала XVII столетия – не только немой свидетель многих судьбоносных событий в жизни государства, но и один из первых храмов, давший начало новому архитектурному стилю «нарышкинское» или «московское» барокко.

Церковь на Романовом дворе


Ещё в середине далёкого XVI столетия на землях московского посада (между теперешними улицами Большой Никитской, Воздвиженкой, Моховой и Романовым переулком), ранее принадлежавшими одному из князей Ромодановских – Ивану Васильевичу, а после – его снохе княгине Аксинье, царь Иоанн IV Васильевич, женившись на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, которой княгиня Аксинья Ромодановская доводилась родной тёткой, устроил Опричный двор, существовавший до самой смерти царя.

Что располагалось на этой большой территории в период царствования Бориса Годунова, Василия Шуйского, польской интервенции и Семибоярщины, и был ли там какой-либо храм – неизвестно, а первые упоминания о Знаменском храме датируются, в одних источниках – 1613 годом, когда с окончанием Смуты и избранием на царство первого представителя рода Романовых – Михаила Фёдоровича в честь этих событий неким Дружиной Коптевым, принимавшим участие в Московском осадном сидении, был выстроен деревянный Знаменский храм. Другие же источники указывают, что в 1625 году часть бывшего Опричного двора (между теперешними улицами Большой Никитской и Воздвиженкой) государь Михаил Фёдорович пожаловал своему дядьке и младшему брату патриарха Филарета Ивану Никитичу Романову, который и выстроил на своём подворье, названном Романовым двором, храм, освятив главный его престол в честь Знаменской иконы Божьей Матери, а боковые, с отдельными входами приделы – во имя прп. Сергия Радонежского и св. Варлаама Хутынского.

Трепетное отношение и почитание Знаменского образа Пресвятой Богородицы для Романовых очень символично, ведь, начиная с конца XIII столетия, когда их далёкий предок прибыл с двумя сыновьями в Великий Новгород, более двух веков судьба всех последующих поколений Романовых была тесно связана с городом вольных купцов. Почитание же новгородцами иконы «Знаменская», начавшееся в 1170 году, когда после молебна перед святым образом Новгород был спасён от неприятеля, продолжилось в каждой из новгородских семей, поэтому чтимой иконой-охранительницей она стала и для рода Романовых. Кстати, именно в день почитания святого образа «Знаменской» в 1612 году все земли российского царства были освобождены от польских интервентов, а её особое значение для новой правящей династии было увековечено на двух из трёх печатей, украсивших грамоту Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича Романова на царство.

После смерти боярина Ивана Никитича Романова московский двор со Знаменской церковью (к сожалению, ни о внешнем виде, ни о внутреннем убранстве храма тех лет сведений не сохранилось) перешёл по наследству его сыну – Никите Ивановичу, богатейшему человеку и крупнейшему собственнику своего времени. При нём в 1637 году вместо деревянной Знаменской церкви был возведён каменный храм, о чём сохранилась запись в Переписной книге Москвы. В ней же упоминается о причте храма, который в 1641 году состоял из двух священников, дьякона, дьячка и просвирницы.

В 1654 году Никита Иванович скончался, не оставив наследников, поэтому владельцем всего его немалого состояния стал государь Алексей Михайлович, уже в 1656 году, оставив за собой южную часть Романова двора со Знаменским храмом, остальную отдал для различных служб Оружейной палаты – столярных мастерских, складов для оружия, а в специально отведённых помещениях разместились иконописные, в которых трудились известные царские изографы – Симон Ушаков, Фёдор Зубов, Иван Безмин и золотошвейные мастерские.

В Знаменском храме, как и прежде, служились литургии и отправлялись другие церковные требы, причём для устройства «запасного кладбища» в 1650-х годах причту храма передали близлежащую к храму территорию.

Знаменский храм Нарышкиных

В 1671 году новым владельцем южной части двора со Знаменской церковью стал тесть государя Алексея Михайловича, представитель старинного тарусского рода Кирилл Полуэктович Нарышкин (его дочь Наталья Кирилловна – вторая жена царя и мать императора Петра I). Этот подарок тестю царственный зять сделал в честь своей свадьбы с 19-летней Натальей, благодаря чему в судьбе Знаменского храма произошли кардинальные изменения.

Сын Кирилла Полуэктовича – боярин Лев Кириллович, (кстати, родной дядя государя Петра I по материнской линии) – не только очень влиятельный вельможа, но и большой эстет, фамилия которого увековечена в истории архитектуры как определение стиля – «нарышкинское» или «московское» барокко, в 1680-х годах начал благоустройство храмов в многочисленных имениях семьи, пригласив для этого крепостного крестьянина вельможи М. Ю. Татищева, зодчего-самородка Якова Бухвостова – одного из основоположников «нарышкинского» барокко. Зодчий, преобразовав классический европейский стиль, перенасыщенный объёмной лепниной, в более лёгкий с обилием резных вставок и орнаментов, создал уникальный стиль, в результате чего лаконичные культовые постройки допетровской эпохи постепенно сменились красочными живописными храмами с богатым белокаменным декором и узорочьем.

В 1691 году храм, выстроенный в распространённом на Руси архитектурном типе «иже под колоколы», где над основным объёмом расположены ярусы звона, с тремя престолами – Знамения иконы Божьей Матери (главным), прп. Сергия Радонежского и св. Варлаама Хутынского (придельными боковыми) был выстроен, освящён и соединён с боярским домом переходом, а в 1694–1695 годах церковь украсилась изнутри – русские мастера-живописцы расписали стены и своды и установили резной золочёный иконостас.

Живописная краснокирпичная Знаменская церковь, основной четверик которой поставлен на высокий подклет и опоясан крытой террасой на арках, венчают три водружённые друг на друга и постепенно уменьшающиеся кверху восьмигранные ярусы, над которыми возвышается луковичная глава с ажурным крестом на высоком узком глухом барабане. Полукруглые притворы, примкнувшие к углам четверика храма, увенчаны луковичными главками с небольшими ажурными крестами, покоящимися на высоких стройных глухих барабанах, и очень гармонируют с декором четверика и навершия храма.

Особую пышность и нарядность краснокирпичному зданию придаёт резной белокаменный декор, которым обильно украшены его фасады – фигурные наличники, обрамляющие окна, завершены ажурными навершиями, гребни парапетов и верхняя часть главного и боковых барабанов украшены узорчатыми поясками. Благодаря обилию белокаменных орнаментов и ажурных вставок храм выглядит очень лёгким и торжественным одновременно, устремлённые ввысь ярусы придают ему изящность и стройность, и он удивительно похож на вышедший из старой русской сказки терем.

Льву Кирилловичу многое позволялось, поэтому, хотя государь Пётр I вскоре после восшествия на престол и запретил домовые храмы, Знаменская церковь оставалась частным храмом Нарышкиных ещё почти два десятилетия. И лишь в феврале 1722 года последовал указ Святейшего Синода о присвоении ей статуса приходской церкви и отнесении её к храму Воздвижения Креста Господня Крестовоздвиженского монастыря (упразднён в 1814 году), но заботы о его благоустройстве оставались на попечении Нарышкиных. И хотя статус Знаменского храма изменился, вряд ли, зная, как надёжно был спрятан за высоким забором двор вельможи, посторонние люди могли просто так попасть вовнутрь, тем паче зайти помолиться в ставшую приходской церковь. В новом статусе храм просуществовал недолго – сохранились сведения, что в 1723 году его опечатали и лишь в 1726 году, после смерти государя Петра I сыновья Льва Кирилловича Александр и Иван подали в московскую духовную консисторию прошение о возобновлении богослужений, что им и было дозволено.

Церковь на Шереметевом дворе

Богатейшим московским двором с церковью Знамения Нарышкины владели до середины XVIII столетия. Последняя хозяйка – Екатерина Ивановна (внучка Льва Кирилловича Нарышкина), принесла в 1746 году усадьбу в приданое своему мужу – графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому (последнему гетману Войска Запорожского, президенту российской Академии наук и любимцу императрицы Елизаветы Петровны). И хотя о судьбе храма тех лет сведений практически не сохранилось, но с большой долей уверенности можно предположить, что в нём, как и прежде, служились божественные литургии, а согласно описи московских храмов, задокументированные сведения о которых есть в Древней российской вивлиофике (крупнейшем письменном издании об истории России Н. Новикова), придельные алтари Знаменской церкви в 1789 году были украшены старинными иконами прп. Сергия Радонежского и св. Варлаама Хутынского.

При жизни супруги граф К. Разумовской никаких глобальных перестроек на бывшем Романовом дворе не производил, и только спустя одиннадцать лет после её смерти, в 1782 году на месте бывшего господского дома Нарышкиных граф К. Разумовский выстроил пышный дворец, соединив его крытым переходом со Знаменским храмом.

Владельцем обширного поместья Нарышкиных-Разумовских граф К. Г. Разумовский был до 1799–1800 годов, после чего продал его за 400 тысяч рублей шурину сына Алексея Кирилловича – графу Николаю Петровичу Шереметеву, и с тех пор усадьба получила название «Шереметев двор». Со сменой владельца имения в судьбе Знаменского храма никаких изменений не произошло, он, как и прежде, был домовой церковью сановника, а после женитьбы графа на бывшей крепостной актрисе своего театра Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, которой незадолго до свадьбы дал вольную, богослужения в домовом храме Шереметевых стали более частыми.

И хотя молодая чета большую часть года проводила в других своих московских имениях – Кусково или Останкино, а Шереметев двор являлся их зимней резиденцией, в каждый свой приезд графиня Прасковья Ивановна – добродетельная и набожная женщина – усердно и подолгу молилась в Знаменской церкви. И именно благодаря молодой супруге на доставшемся от матери участке (сейчас Большая Сухаревская площадь) для нищих и убогих граф начал строительство больничного комплекса – Странноприимного дома (в настоящее время Институт скорой неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского) и Троицкого храма, до открытия которого не дожили ни сама графиня (умерла в 1803 году спустя три недели после разрешения от бремени), ни граф, переживший супругу всего на шесть лет. Богадельня с тех пор и до начала XX столетия называлась Шереметевской больницей, а на куполе её церкви (по указанию графа) были изображены его жена Прасковья и их маленький сын Дмитрий.

Поздней осенью 1812 года Москву оккупировала армия Наполеона, и хотя вскоре захватчики с позором бежали из древней русской столицы, они успели разграбить и сжечь многие здания. Наряду с другими строениями Москвы сильно пострадала и Знаменская церковь – драгоценная церковная утварь и иконы были французами вывезены, а резной иконостас конца XVII столетия сожжён. Долгие годы Знаменский храм оставался в запустении, и лишь после женитьбы в 1838 году молодого графа Дмитрия Николаевича Шереметева его супруга графиня Анна Сергеевна озаботилась восстановлением былого великолепия домовой церкви. Написав от имени супруга в 1844 году письмо митрополиту Филарету (Дроздову) и получив его благословение, Анна Сергеевна устроила в церкви новый иконостас с иконами, стены повелела выкрасить в голубой цвет, приобрела новую церковную утварь и облачение священника, что очень радовало графа, отмечавшего волшебное преображение домового храма, ведь с самых малых лет родившийся в 1803 году Дмитрий Николаевич видел церковь лишь в состоянии запустения. После всех восстановительных работ чин торжественного освящения храма в сентябре 1847 года совершил сам митрополит Филарет, который всячески поддерживал стремление графини Шереметевой в её богоугодном деле восстановления храма.

С тех пор и до начала XX столетия в домовом храме Шереметевых на богослужения собиралась вся их большая семья, причём у каждого было своё излюбленное место, не занимаемое никем из родных. Очень тёплые воспоминания о тех временах оставил сын Дмитрия Николаевича – граф Сергей Дмитриевич, с сожалением констатировавший, что с поочерёдным уходом в мир иной его родных древние традиции рода постепенно забылись и всё реже собирались члены семьи на литургии в старинной уютной Знаменской церкви. Постепенно Шереметевы разъехались и к концу XIX столетия у бывшей боярской и графской усадьбы появился новый владелец – московская городская Дума, а храму вновь был присвоен статус приходского.

Судьба Знаменского храма в советский период

С приходом к власти большевиков бывшая усадьба Шереметевых была национализирована и в её зданиях разместились военная академия Красной Армии, военный музей, больница для лечения самых ярых борцов с царизмом, названная в народе «кремлёвской», и столовая. А у Знаменского храма, по личному указанию вождя революции В. И. Ленина, появились пристройки, оборудованные под жильё потерявших в боях за новое светлое будущее здоровье революционеров. Некоторое время храм не действовал, и в апреле 1921 года была  зарегистрирована новая церковная община, по заключённому с новыми властями договору имевшая право совершать богослужения и пользоваться имуществом церкви. А уже в 1922 году, претворяя в жизнь декрет революционных властей о помощи голодающим Поволжья, из храма вывезли почти все ценности – редкие богослужебные книги и иконы, дорогую церковную утварь. Но некоторые ценности и святыни всё-таки удалось спасти – крест центральной главы сохранил у себя архитектор Пётр Барановский, а храмовую икону «Знамение» – священник Владимир Криволуцкий, в 1923 году назначенный исполняющим обязанности настоятеля, кстати, мирянин, познавший тяготы Первой Мировой войны и решивший посвятить себя служению Господу.

Ещё несколько лет в Знаменской церкви иногда звучало Слово Божие, но в 1930 году её окончательно закрыли, после чего в 1930-х годах здание церкви перестроили – разобрали трапезную и главы, заложили арки, на которых покоилась галерея, стесали белокаменный декор с подклета, а внутренний объём перепланировали и разгородили на несколько этажей. В те же годы церковная звонница лишилась своих колоколов, частью сброшенных и разбитых, частью отправленных на переплавку.

В годы Великой Отечественной войны рядом со Знаменской церковью разорвалась авиационная бомба, что только усугубило и без того плачевное состояние здания. К концу 1940-х годов стояло оно без глав, с отваливающимся белокаменным декором на фасадах, с выросшими на крыше деревьями, что стало причиной появления на стенах трещин. С годами за кронами выросших деревьев храм стал практически не виден с улицы.

Первую рставрацию Знаменской церкви, как памятника архитектуры, провёл в 1950-х годах архитектор Евгений Михайловский, составивший проект реконструкции, по которому зданию планировалось возвратить первоначальный вид без позднейших пристроек и реконструкций. Тогда он успел сделать многое – восстановить белокаменный декор, центральную и три из четырёх боковых глав, изготовить резные кованые кресты по образцу сохранившегося креста центральной главы, а следующий этап работ по восстановлению фасадов был осуществлён в 1970–1980-х годах.

Новейшая история храма

Попытки вернуть храм верующим предпринимались ещё в конце 1980-х годов, но тогда они не увенчались успехом из-за расположенных рядом режимных объектов – корпусов кремлёвской больницы и столовой. Первые сдвиги в этом вопросе наметились в 2001 году, когда специальным указом патриарха Алексия II храму был присвоен статус Патриаршего Подворья, но только в 2005 году после личной встречи иерарха Церкви с Президентом РФ кремлёвским службам были предоставлены другие помещения, храм юридически был передан РПЦ и настоятелем назначен иерей Михаил Гуляев.

В 2007 году при поддержке Управления делами главы государства начались масштабные ремонтно-реставрационные работы, продолжающиеся до сих пор. В апреле 2008 года Знаменская церковь была освящена и в день Светлого Христова Воскресения в ней была совершена первая божественная литургия, а в 2010 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы храмовая колокольня украсилась 10 колоколами. В настоящее время основные восстановительные работы в церкви завершены, и в праздничные и воскресные дни в ней, как и прежде, совершаются богослужения, а сама она вместе с бывшим Шереметевским дворцом и внутренним двором усадьбы находится в ведении медицинского центра Управления делами Президента РФ.

Как добраться

Полюбоваться восхитительной архитектурой Знаменского храма можно, доехав на метро до станций «Библиотека имени Ленина» или «Александровский сад», выйти на Воздвиженку и пройти по ней около 300 метров, после чего свернуть в Романов переулок, в самом начале которого (нумерация домов ведётся от Воздвиженки) в глубине двора (Романов пер. №2) и находится этот красивый и нарядный храм. Кстати, подход к нему остался только со стороны Романова переулка, все остальные пути давно застроены.