Герб - Город Туапсе Информация о гербе
Туапсе на карте

Туапсе

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1916 г.)
  • Дата основания
    1838 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Туапсинское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Туапсинский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    62,841 (2017 г.)
  • Территория (кв.км)
    33,41
  • Координаты
    44°5'43'' с.ш., 39°4'24'' в.д.
  • Почтовые индексы
    352800
  • Телефонный код
    +7 861 67
  • Автомобильные коды
    23, 93, 123
  • Прежние названия
    форт Вельяминовский, Вельяминовский посад
  • День города
    1-е воскресенье июля
  • Код ОКАТО
    03432000000
  • Код ОКТМО
    03655101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Чехов Александр Викторович
  • Адрес администрации
    352800, Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Победы, д. 17
  • Телефоны администрации
    +7 (861 67) 2-25-30, (861 67) 2-22-15, (861 67) 3-03-54, факс: (861 67) 2-25-30

Общие сведения

Редактировать
Туапсе – город в Краснодарском крае, административный центр Туапсинского района. Крупный морской порт и центр курортного района. Расположен на восточном берегу Черного моря, в междуречье рек Паук и Туапсе, у южных склонов Главного Кавказского хребта, в 170 км к югу от краевого центра – города Краснодара. Через город проходят федеральные автодороги Р-254 (Майкоп – Туапсе) и А-147 (Адлер – Джубга). В городе расположены железнодорожные станции «Туапсе-Пассажирская» и «Туапсе-Сортировочная» Северо-Кавказской железной дороги.

Численность населения – 62 841 человек (2017 г.).

Город Туапсе является административным центром муниципального образования «Городское поселение Туапсинское»

Фотографии (1)

Добавить фото
Вокзал Туапсе из окна вагона. Фото: С. Беспалова.

Улицы и индексы Туапсе (351) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
8 Марта ул.
352800
А.Макарова ул.
352800
А.Матросова ул.
352800
Адлерская ул.
352800
Адмирала Щедрина ул.
352800
Азовская ул.
352800
Армавирская ул.
352800
Б.Хмельницкого ул.
352800
Безымянный пер.
352800
Белая ул.
352800
Белинского пер.
352800
Белинского ул.
352800
Бондаренко ул.
352800
Вельяминовская ул.
352800
Верхнекордонная ул.
352800
Верхнекордонный пер.
352800
Весенняя ул.
352800
Виноградная ул.
352800
Войкова ул.
352800
Волгоградская ул.
352800

История Туапсе

Редактировать
С древних времен до XV века

Самые древние следы присутствия человека на территории нынешнего Туапсинского района имеют возраст около 300 тыс. лет. Адыгейское слово «Туапсе» (в греческой транскрипции – Топсида) впервые упоминается в VI–II вв. до н.э. Происходит от «тIуапсы», что означает «междуречье», «местность, расположенная ниже слияния двух рек». В данном случае, река Туапсе образована слиянием горных рек Пшенахо (Псынэф) и Чилипси (Чылэпсы). Встречается упоминание Туапсе и в византийских источниках VI в. н.э. 

Освоение человеком Черноморского побережья в районе Туапсе началось свыше 5 тыс. лет назад. В этот период сюда пришли племена, строившие дольмены. Видимо, землям в окрестностях Туапсе они придавали какое-то особенное значение, подтверждением чему является самое значительное сооружение, воздвигнутое ими неподалеку от нынешнего города – объект «Псынако I».

В античные времена здесь возникают греческие колонии, однако не ставшие богатыми торговыми городами. Скорее, они представляли собой остановочные пункты, где мореплаватели могли отдохнуть после долгих морских походов. В V веке до н.э. «отцом истории» Геродотом Топсида была отнесена к Зихии (союзу проадыгских племен).

В первой половине I тысячелетия н.э. эти берега опустошили гунны. После них пришли византийцы, которые принесли на побережье христианство. В тот же период на этих землях стали появляться славяне. Большая часть русских переселенцев приходила из Тмутараканского княжества.

В XIII столетии поселения Черноморского побережья Кавказа были опустошены ордами Чингисхана. До сих пор археологи находят при раскопках наконечники стрел монголо-татар. В XV веке побережье было захвачено турками, которые стали вывозить рабов на рудники. С их приходом на побережье начал распространяться ислам – религия, как нельзя лучше отвечавшая национальному характеру и особенностям шапсугских племен. 

XIX век

По Адрианопольскому мирному договору 1829 года восточная часть Черноморского побережья от устья реки Кубань до форта святого Николая отошло к Российской империи. Однако русские, приступившие к освоению новых земель, столкнулись с ожесточенным сопротивлением местного населения, вставшего на борьбу с неверными. Турция и Англия с целью ослабления России оказывали активную поддержку местным феодалам. Морем на Кавказ поступали оружие и деньги, далее отправлявшиеся горными тропами к местам боев Кавказской войны.

Чтобы отрезать черкесам пути доставки продовольствия и военных припасов из-за границы, в 1830-е гг. строится Черноморская береговая укрепленная линия, в составе которой было возведено несколько небольших фортов, располагавшихся в удобных бухтах, в устьях рек и местах, где горные тропы, ведущие на Кубанскую равнину, выходили к морю.

В 1838 г. в составе Черноморской береговой линии, на месте современного Туапсе, был построен Вельяминовский форт, названный в честь генерала Алексея Александровича Вельяминова (1785–1838), благодаря чему был перекрыт путь снабжения горцев через Гойтхский перевал. Форт сразу стал подвергаться ожесточенным атакам и вскоре был разрушен шапсугами. В 1840 г. Вельяминовское укрепление было восстановлено, но этого оказалось недостаточно для контроля Береговой линии. 

Крымская война, начавшаяся в 1853 г., внесла свои коррективы в планы по завоеванию Западного Кавказа, русские были вынуждены покинуть укрепления Черноморской линии. Вельяминовский форт был разрушен и оставлен. После ухода русских оживилась связь горцев с англичанами и турками. В этот период Туапсе и Геленджик становятся торговыми поселениями, в которых велась бойкая торговля оружием и снаряжением, шкурами, лесом, людьми. 

26 февраля 1857 г. турецкое судно «Аслан» и английская шхуна «Кенгуру» высадила здесь десант с пушками, оружием и порохом. В дальнейшем на английских и турецких судах сюда прибывали новые легионеры, доставлялось новое вооружение. С устроенной здесь турецкой базы велось снабжение адыгов оружием. В 1859 г. морским десантом под командованием майора Ф. С. Левашёва турецкая база, устроенная турками в Туапсе, была уничтожена.

На завершающем этапе завоевания Кавказа в наступлении на Туапсе участвовали войска под командованием генерал-майора В. А. Геймана. В октябре 1863 г. горцы оказывали на побережье ожесточенное сопротивление. 22 февраля 1864 г. отряд генерала Геймана достиг Туапсе и вытеснил неприятеля с развалин Вельяминовского форта. 

Завершилась Кавказская война, начался процесс насильственного переселения мятежных адыгов (убыхов, шапсугов, натухайцев и др.) на территорию Османской империи. Район современного Туапсе был одним из главных пунктов эвакуации черкесов. Вокруг развалин порта на громадном рынке с раннего утра до позднего вечера вынужденные переселенцы продавали за бесценок свой скарб. Покупали дешевый товар преимущественно купцы и русские офицеры. 

За время депортации Вельяминовский форт был восстановлен солдатами Геймана. Нести службу здесь стали два пехотных батальона, а вокруг поста постепенно складывался посад. По посадскому уложению от 10 мая 1866 г. началось заселение приморской территории от Туапсе до реки Бзыбь. Участки на береговой полосе раздавались под «культурные дачи» в собственность. Была учреждена и начала действовать карантинно-таможенная застава.

Для освоения пустующих земель русское правительство стало усиленно вербовать греческих и армянских переселенцев. Армяне и греки стали раскорчевывать и распахивать взятые в аренду земли, занимались выращиванием табака и сбытом его на российских рынках. В окрестностях посада молдаване выращивали кукурузу, занимались виноградарством. Сюда переселялись также чехи и сербы из Австро-Венгрии, немцы из Поволжья и Пруссии, эстонцы, привлекаемые льготными условиями аренды государственных земель.

27 июня 1867 г. в составе Кубанской области был образован Черноморский округ. Самым большим отделом округа оказался Вельяминовский (он же Туапсинский) отдел. В бухту еженедельно стали заходить пассажирские пароходы, принадлежавшие Одесскому акционерному обществу «Кавказ и Меркурий». Началась строительство шоссейной дороги к Майкопу, продолжавшееся несколько десятилетий. На мысе Кадош построили маяк. В 1875 г. в Туапсе появилось городское управление, сначала упрощенное.

Толчком для дальнейшего роста Туапсе послужило строительство дороги Новороссийск – Сухуми, внесшей значительное оживление в жизнь побережья. Ее строительство завершилось в 1895 г. Тогда же была проложена дорога Майкоп – Туапсе. Сюда на работу из голодающих губерний устремилась масса крестьян. Предприниматели раскупали участки, разбивали виноградники и сады. В следующем году началось сооружение объектов морского порта.

В 1896 г. Вельяминовский посад официально стал городским посадом Туапсе и центром Туапсинского округа Черноморской губернии. В 1898 г. посады Туапсе и Сочи Черноморской губернии были включены в расписание поселений с упрощенным общественным управлением, которое было представлено старостой, помощником и 12 уполномоченными. В том же году Указом Николая II основано Варваринское училище плодоводства и виноградарства I разряда, в нем обучалось 40 человек. Здесь вели большую селекционную работу, рядом разбили парк.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897), население Туапсинского округа составляло немногим более 9 тыс. человек, в городском посаде числилось 1 392 жителя. Но уже в 1907 г. население посада составило 5 300 человек.

Начало XX века – Туапсе в статусе города

17 июля 1908 г. императором Николаем II на яхте «Штандарт» был подписан Указ «Об отчуждении земли для строительства широколинейной железнодорожной линии от станции Армавир Владикавказской железной дороги до Туапсе». В 1911 г. началось сооружение нового порта, подряд на строительство которого получила французская компания «Луи Жюстен Першо». Требовалось большое количества рабочих, которые стали массово прибывать в Туапсе. 

В посаде работало «Туапсе-Майкопское нефтепромышленное общество», занимавшееся разведкой месторождений под Майкопом и Хадыженском. В 1912 г. закончилось строительство нефтепровода Ширванская – Туапсе, на котором было занято большое количество населения.

В 1910–1912 гг. в Туапсе работало частное фотоателье Ликиди и Леймана, частные кинотеатр «Одеон» и цирк «Шапито» (построен в 1911 г.), процветал Русско-Азиатский банк. В посаде располагались гостиницы «Пассаж», «Сан-Ремо» и «Метрополь», работали оружейные, обувные, посудные магазины Рудковича, Геймедова, Кубыника, Кафелас-Шовкуна, относительно дешевый базар. Имелись городские учреждения: здание городской управы с читальней на первом этаже, здания пожарной команды и полиции.

В 1914 г. завершилась прокладка Армавиро-Туапсинской железной дороги. Туапсе превратился в крупный промышленный центр, здесь действовали: железнодорожная станция, порт, цементный и механический заводы, ледоделательный завод, два кирпичных завода, две механические мастерские с баржами, кранами и транспортерами, железнодорожные мастерские, паровозное депо. В городском посаде дислоцировался сильный воинский гарнизон, в состав которого входили пограничный отряд, артиллерийская батарея, три железнодорожных батальона, две особые конные казачьи сотни, отряд военных матросов. 

К концу сентября 1914 г. была завершена постройка Южного мола более километра длиной и 704-метрового волнолома. На месте, где сегодня находится пассажирский причал, была построена 170-метровая пристань с железнодорожными путями и двумя складами. 

В 1914 и 1915 гг. порт подвергся мощному артиллерийскому обстрелу с турецких крейсеров «Бреслау» и «Гебен», в результате чего были разрушены причалы, на набережной сожжены продовольственные склады. Были жертвы и среди мирного населения. В годы Первой мировой и гражданской войн старый порт был почти полностью разрушен, недостроенные оградительные сооружения и причалы стояли заброшенными до 1923 г.

В 1916 г. городскому посаду Туапсе был присвоен статус города с введением полного городского устройства. Начинается интенсивный рост Туапсе, в городе появляются купальни, водолечебницы, новые гостиницы, на территории города располагались городской сад, народный дом, два кинотеатра – «Наука и жизнь» и «Одеон», цирк «Буфф», телеграфная контора, отделение Русско-Азиатского банка и другие инфраструктурные объекты. С ростом промышленности развивается и культура, в Туапсе увеличивается число культурных объектов и учебных заведений. В 1916 г. в городе было 7 учебных заведений, в том числе начальное четырехклассное училище, действовала библиотека. 

Растет популярность Туапсе и как летнего курорта. Однако в газете «Туапсинские отклики» за 1914 г. он назван «грязным неумытым городишком Туапсе», по мнению авторов статьи, он напоминал «не цветущий городок,  а свалочное место  Бесконечное число кабаков, высасывающих последние крохи из скудных средств бедняков...».

В годы Гражданской войны

Началась гражданская война, не обошедшая стороной и важный транспортный узел, каковым тогда являлся город. 19 июня 1918 г. в 3-х милях от входа в Туапсинский порт экипажем был затоплен эскадренный миноносец «Керчь», ставший последним из кораблей Черноморской эскадры, затопленной в Цемесской бухте во избежание передачи её Германии.

В городе не раз менялась власть. На состоявшемся в Туапсе в марте 1918 г. Третьем Съезде советов Черноморской губернии на территории губернии была образована Черноморская Советская Социалистическая Республика. Были национализированы и стали общенародным достоянием частные типографии Короткевича и Гаджибекова, дворянские имения, гостиницы «Россия», «Метрополь», «Европа», аптека, больница. 

К Туапсе стали продвигаться грузинские войска, захватившие в начале 1918 г. Сочи и планировавшие соединиться с войсками Деникина. 1 сентября 1918 г. Туапсе был штурмом взят Таманской армией РККА. Освободив город, она двинулась в сторону Белореченска. После ухода из города красноармейцев сюда вновь пришли деникинцы. Более 700 горожан было арестовано. На кладбище каждую ночь производились расстрелы, иногда расстреливали целыми семьями. На виселицах у часовни висели трупы повешенных. 

Значительные силы белогвардейцев сковывали партизанские отряды, действовавшие в окрестностях сел Архипо-Осиповка, Дефановка. В июле 1919 г. из отдельных партизанских отрядов была образована мощная повстанческая армия. Ожесточенный характер носили бои за городом. В феврале 1920 г. Туапсе перешел в руки красных. В районе станции Сортировочная было арестовано много белогвардейцев, в порту арестованы белогвардейские офицеры. 25 марта 1920 г. город был вновь захвачен белогвардейцами. В апреле 1920 г. к Туапсе подошли части Красной Армии, со стороны моря поддерживаемые судами Черноморской флотилии и 8 апреля в городе была окончательно установлена советская власть.

Предвоенные десятилетия

В начале 1920-х гг. в Туапсе действовали педагогический техникум, Черноморский промышленный техникум, школа электротехников и радиотелеграфистов, бывшему Варваринскому училищу садоводства и виноградарства был присвоен статус сельскохозяйственного техникума. При комитете по трудовым резервам Народного комиссариата просвещения был основан музей археологии и научно-технических редкостей. Построена небольшая электростанция для нужд Туапсинского порта, который становился важным объектом на Кавказе по торговле зерном с зарубежными государствами.

В 1921 г. в городе открыли первую публичную библиотеку, заведующим которой был назначен Н. В. Лубковский, открылась детская музыкальная школа.

В 1922 г. из-за голода, болезней и эпидемий закрылись все учебные заведения, в 1923 г. были закрыты все санатории и городская больница. 

Благодаря нэпу, в 1924 г. молодое советское государство стало медленно оживать. В Туапсе растет число частных торгово-закупочных заведений. Налажено бесперебойное железнодорожное сообщение между Сочи и Туапсе. В 1925 г. по проекту инженера В. Г. Шухова началась прокладка нефтепровода Грозный – Туапсе. Тогда же началось бетонирование берегов реки Туапсе. При механическом заводе открывается школа ФЗУ, создается первый рабфак. В 1927 г. в районе Сортировки заселяются 32 жилых дома нового рабочего поселка железнодорожников.

В 1928 г. завершилось сооружение трубопровода Грозный – Туапсе, пущен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод, в морском порту построен нефтяной пирс. В 1929 г. образовано первое туапсинское транспортное предприятие – Туапсинское АТП, построен городской водопровод, 3 новых школы, городская больница, амбулатория Грознефти. В 1934 г. начал свою деятельность Судоремонтный завод, созданный на базе механических мастерских порта, которому в 1936 г. было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского.

В 1931 г. население Туапсе достигло 29 тыс. жителей. В 1932 г. создается пароходство «Совтанкер», к которому было приписано 2 баржи и 11 танкеров. В 1937–1939 гг. открывают свои двери межсоюзный клуб им. Ленина, дом пионеров, дворец культуры нефтяников.

В годы Великой Отечественной войны – Туапсинская операция

Немецкое командование рассчитывало захватить южные районы СССР с целью лишения «России донецкого промышленного района, кубанской житницы и кавказской нефти», что должно было определить исход войны в пользу Германии. Для захвата Кавказа была разработана операция под кодовым названием «Эдельвейс», на кавказском направлении немцы сосредоточили огромные силы.

В начале августа 1942 г., оккупанты, выйдя на берег Терека, встретили здесь упорное сопротивление и решили главный удар нанести по направлению городов Новороссийск и Туапсе. Для удара на туапсинском направлении фашистским командованием была создана специальная ударная группа «Туапсе». Захват Туапсе гитлеровцы считали ключевой задачей для осуществления операции «Эдельвейс». 

6 августа немецкие войска захватили Армавир и продолжили наступление на Майкоп и Туапсе. Противник сосредоточил на этом направлении одну пехотную и пять танковых дивизий, поддерживаемых авиацией. В результате кровопролитных боев 5–8 августа наши войска отступили на левый берег Лабы. Возникла угроза прорыва фашистов к Туапсе. 

После четырехдневных боев 12 августа немецко-фашистские войска вследствие большого превосходства в силах захватили Тульскую, Белореченскую и Майкоп. На краснодарском направлении в это время враг овладел Краснодаром, продолжив наступление на Туапсе. 16 августа гитлеровцев удалось остановить на рубеже ХамышкиСамурскаяНефтегорскХадыженскийКабардинскаяКрепостнаяДербентская

Не сумев с ходу захватить Туапсе, немецкое командование начало сосредоточивать на туапсинском направлении основные силы 17-й армии. Планом действий, разработанным штабом Черноморской группы войск, предусматривалось создание на туапсинском, новороссийском и пшадском направлениях мощной обороны, особенное внимание уделялось обороне перевалов и Туапсе. В связи с приближением линии фронта к Туапсе и с целью объединения сил и средств для противодействия оккупантам 23 августа 1942 г. решением Военного совета Северо-Кавказского фронта на территории Туапсинской военно-морской базы создается Туапсинский оборонительный район под командованием командира Туапсинской базы контр-адмирала Г. В. Жукова.

Система обороны Туапсинского оборонительного района состояла из двух обводов – внешнего протяженностью около 80 км и внутреннего протяженностью 20 км. Были проведены мероприятия по подготовке города к круговой обороне, мобилизовано около 5 тыс. жителей Туапсе на строительство оборонительных сооружений. Вдоль автодороги Новороссийск – Туапсе – Сухуми были построены многочисленные доты и дзоты, шоссе в 150 местах подготовлено к разрушению. В местах возможной высадки морского десанта установлены минные заграждения, между опорными пунктами поставлены противопехотные и противотанковые мины. Работа по созданию на туапсинском направлении линии обороны была проведена огромная, но полностью реализовать план не удалось. 

Захвату Туапсе немецкое командование придавало огромное значение, сосредоточив на этом направлении 14 дивизий 17-ой армии против Черноморской группы войск Закавказского фронта. Соотношение сил было в пользу Германии: по пехоте в 1,5 раза, по минометам в 1,5 раза, по авиации и артиллерии в 2,5 раза, по танкам превосходство был абсолютным – у гитлеровцев имелось 147 танков, у нас танков не было вовсе. 

На 60-километровом фронте от станицы Самурская до Горячего Ключа в наступление была брошена группа «Туапсе», значительно превосходящая 18-ю армию, прикрывавшую это направление. 25 сентября, после 2-х дневных ударов авиации по подразделениям 18-й армии, немецкие войска перешли в наступление, завязались ожесточенные бои. 9 октября войска 18-й армии остановили наступление фашистских войск на всех направлениях. 

14 октября гитлеровские войска при поддержке авиации, совершавшей 500–600 самолетовылетов в сутки, возобновили наступление, стремясь взять 18-ю армию в окружение и прорваться к Туапсе. 18-я армия сдерживала натиск оккупантов, ее состав пополнился комсомольцами и коммунистами, которые обычно шли на самые ответственные участки фронта. Черноморский флот по приказанию Ставки перебросил в район Туапсе 3 стрелковые бригады, кавалерийскую и горно-стрелковую дивизии, артиллерийские и другие части, началось формирование частей морской пехоты. 

19 октября немцы начали штурм Елисаветпольского перевала, к концу дня перевал был ими захвачен. Но дальнейшие попытки противника прорваться к Туапсе были отбиты. Таким образом, в результате ожесточенных боев 19–31 октября планы немецкого командования по захвату города Туапсе были сорваны. Гитлеровские войска в этом районе понесли большие потери.

Туапсинская оборонительная операция проходила при участии береговой артиллерии Черноморского флота – железнодорожной 180-миллиметровой четырехорудийной батареи и четырех стационарных 130-миллиметровых орудий 167 отдельного артиллерийского дивизиона, действовавшего из района Георгиевское. Авиацией Черноморского флота ежесуточно совершалось 20–30 самолетовылетов. 

15 ноября немецко-фашистские войска начали новое наступление и, оттеснив 9-ю гвардейскую стрелковую бригаду, подошли на 30 км к Туапсе. Однако силами своевременно выдвинутых 353-й и 383-й стрелковых дивизий и 165-й стрелковой бригады противник был остановлен и понес большие потери. Наступление немцев в направлении Садовое, где оборону занимала 56-я армия, успеха не имело. Своевременно передислоцированные в этот район части морской пехоты (322-ой отдельный батальон, 83-ая и 255-ая бригады) совместно с частями 395-ой стрелковой дивизии отбили все атаки немецких войск, а затем перешли в наступление и отбросили противника с занимаемых позиций. 

Произведя перегруппировку сил, 26 ноября наши войска начали наступление на семашском направлении. Части 18-й армии разгромили находившуюся здесь группировку противника, остатки которой к 17 декабря отступили за реку Пшиш. На этом Туапсинская оборонительная операция, длившаяся с 25 сентября по 20 декабря, в результате которой были отбиты три попытки гитлеровских войск прорваться к городу Туапсе, была завершена. Началась подготовка к наступлению. 

В результате боев в этом районе город подвергся сильному разрушению. Уже в 1943 г. началось восстановление Туапсе. В ценах 1943 г. ущерб, нанесённый городу, составил свыше 22 миллионов рублей. 309 домов было полностью разрушено, 719 зданиям требовался капитальный ремонт. 

К концу 1943 г. введено в строй 2 840 м2 жилья, восстановлены электростанция, хлебозавод, депо, мясокомбинат, рыбный и фруктоварочный заводы. В том же году в Туапсе из Сочи переведены механические мастерские, на их базе к 1947 г. создан ТМЗ Главморречстроя. Восстанавливались школы, в здании межсоюзного клуба был оборудован кинотеатр «Родина» – первый послевоенный кинотеатр.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1981 г. город Туапсе был награжден Орденом Великой Отечественной войны I степени.

Туапсе в послевоенные годы и в наши дни

С 1946 г. на судоремонтном заводе был начат ремонт судов. Среди первых судов были: «Москва», «Советская нефть», «Жигули», «Ялта», «Тендра», «Арарат». В 1947 г. был восстановлен машиностроительный заводи, который возобновил свою работу. Под руководством архитектора Алексея Щусева разработан генеральный план восстановления Туапсе.

В 1949 г. возвращен из эвакуации и дал первую продукцию нефтеперерабатывающий завод. В депо ввели тепловозную тягу. В 1952 г. в Туапсе построили новое здание железнодорожного вокзала, открылся гидрометеорологический техникум. 

В 1956 г. восстановлен стадион «Водник», сдана 1-я очередь Дворца культуры моряков. В Сочи встретили первый (пробный) электровоз, прибывший из Туапсе. В 1957 г. в городе построено 7,5 тыс. м2 жилья. На городских маршрутах курсировали 20 автобусов марки ЗИЛ (тогда еще ЗИС). Введены пригородные маршруты: Туапсе – Кривенковская, Туапсе – Шаумян. Начал работу аэропорт в Агое, на самолетах АН-2 совершаются первые рейсы по маршруту Туапсе – Краснодар. 

В 1962 г. открылась первая городская поликлиника, в следующем году – гостиница «Туапсе» на 200 мест. В 1964 г. построен морской вокзал, сооружен новый пассажирский причал. На площади при пересечении улиц Победы, С. Перовской и К. Маркса был открыт памятник В. И. Ленину, сама площадь получила имя вождя. В 1965 г. введен в эксплуатацию завод ЖБИ. 

К 1970 г. построены хлебозавод, мясокомбинат, пивзавод, винзавод, обувная фабрика. Осуществлена реконструкция морского порта. На южном молу Туапсе строятся нефтеналивные причалы, сооружается новый пассажирский причал, реконструированы широкий мол и нефтепирс. 

В 1979 г. открыто движение по железнодорожной линии Туапсе – Краснодар. В 1985 г. первых больных приняла больница моряков (с 2008 г. клиника имени Пирогова). В 1988 г. состоялось открытие мемориального дома-музея А. А. Киселёва.

В 1991 г. открылся туапсинский театр юного зрителя. В 1995 г. Туапсе зачислен в Ассоциацию малых городов Юга России. В 1996 г. принимается новый Устав города.

В 2005 г. приняты герб и флаг Туапсе, утвержденные государственной геральдической комиссией РФ, в 2006 г. принят Гимн города. Указом Президента РФ от 5 мая 2008 г. городу Туапсе присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Знаменитые люди (3)

Добавить человека

Гостиницы (25) Все гостиницы

Добавить
Санаторий Белая Русь расположен в городе Туапсе
Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе
+7 8616769141
Специализации санаториев: заболевания органов дыхания, заболевания органов кровообращения
Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе
+7 8616761853
Гостиница Гамма расположена в городе Туапсе
Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе, Морская, 3

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.