Показать регионы
Герб - Село Старая Ладога Информация о гербе
Старая Ладога на карте

Старая Ладога

Редактировать
  • Статус
    Село (c 1703 г.)
  • Дата основания
    753 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Сельское поселение Староладожское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    2,012 (2010 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    60°0'3'' с.ш., 32°17'32'' в.д.
  • Почтовые индексы
    187412
  • Телефонный код
    +7 813 63
  • Автомобильные коды
    47
  • Прежние названия
    Альдейгьюборг, г. Ладога (до 1704 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    41209862001
  • Код ОКТМО
    41609462101

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Ермак Нина Олеговна
  • Адрес администрации
    187412, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, ул. Советская, д. 3
  • Телефоны администрации
    +7 (813 63) 4-90-33, (813 63) 4-95-66, (813 63) 4-92-89, факс: (813 63) 4-90-33

Общие сведения

Редактировать
Старая Ладога – село (до 1704 г. – город) в Волховском районе Ленинградской области. Одно из древнейших поселений России, история которого насчитывает более 1250 лет, древняя столица Северной Руси. Расположено на левом берегу р. Волхов, в 9 км к северу от районного центра – города Волхов, в 120 км к востоку от областного центра – города Санкт-Петербурга.

Численность населения – 2 012 человек (2010 г.).

Село Старая Ладога является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Староладожское»

Улицы и индексы Старой Ладоги (21) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
Барский мкр.
187412
Варяжская ул.
187412
Волховский пер.
187412
Волховский пр-кт.
187412
Гаражная ул.
187412
Дачный мкр.
187412
Еленинский пер.
187412
Княщинский пер.
187412
Культуры ул.
187412
Мебельный пер.
187412
Морозовская ул.
187412
Музейный пер.
187412
Набережная ул.
187412
Никольская ул.
187412
Никольский пер.
187412
Новая ул.
187412
Поземская ул.
187412
Почтовый пер.
187412
Советская ул.
187412
Стрековец мкр.
187412

История Старой Ладоги

Редактировать
Расположенная в 12 км от устья реки Волхов и южного берега Ладожского озера Старая Ладога (до 1704 г. – Ладога) – небольшое по современным меркам село: нынче его население составляет около 2100 человек. И трудно себе вообразить, что когда то, в глубокой древности, это был один из важнейших центров международной евразийской торговли, а значит, и судоходства, столица конфедерации северных – славянских и финских племен, резиденция легендарного Рюрика. Позднее – город-крепость, стоящая на защите северных границ Древней Руси. О былом величии Старой Ладоги свидетельствуют более 160 памятников археологии, архитектуры и искусства, бережно охраняющихся сотрудниками местного музея-заповедника, имеющего статус общероссийского федерального значения.

Ладога – единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси. Ведь самые ранние упоминания в русских летописях Ладоги, Новгорода, Ростова, Мурома, Изборска, Белоозера и Полоцка относятся к 862 г. Но в отличие от других городов, которые даже для второй половины IX в. пока остаются археологически неуловимы (не обнаружены следы жизни для этого времени), в Ладоге, напротив, как минимум, уже за сто лет до этого присутствуют чрезвычайно насыщенные культурные слои. Такое редкое для изучения ранней русской истории единение данных письменных источников и археологии, тем не менее, породило немало непростых для ученых загадок. Например, кто и когда основал Ладогу? Или: была ли Ладога первой столицей Руси?

Кто и когда основал Ладогу?

С начала 1970-х гг. в Старой Ладоге регулярно проводит археологические исследования экспедиция Института истории материальной культуры АН (Ленинград–Санкт-Петербург) под  руководством ученого с мировым именем Анатолия Николаевича Кирпичникова. В ходе археологических раскопок в Старой Ладоге была получена по данным дендрохронологии абсолютная дата функционирования поселения – до 753 г. По этой весомой причине в 2003 г. было торжественно отмечено 1250-летие со дня основания Ладоги.

Однако это еще не последний возможный рекорд в удревнении истории города. Раскопки последних лет показали, что, скорее всего, поселение возникло еще раньше – в VII или даже в VI в. Под городским культурным слоем были обнаружены следы пашни, радиоуглеродный возраст которой относится к VI в. Несомненно, поселенцами Ладоги, занимавшимися пашенным земледелием, могли быть только славяне – словене новгородские, как их называла древнейшая русская летопись. Как известно, в V–VII вв. мощная волна славянского расселения, идущая с Дуная, достигла будущего русского Северо-Запада.

Но были ли первые местные славяне основателями городского поселения? Многие ученые полагают, что основателями Ладожского поселения были скандинавы, причем в период – еще даже раньше, чем наступила эпоха викингов. Например, известные исследователи Д. А. Мачинский и В. С. Кулешов считают, что Ладога могла быть важным пунктом на древнем торговом пути из Швеции в Предуралье, активно функционировавшем во второй половине IV – первой половине VI в. Другой именитый петербургский ученый, много лет исследовавший древности Ладоги, Е. А. Рябинин уточнял, что Ладогу основали скандинавы с острова Готланд. На это сторонник славянской версии А. Н. Кирпичников резонно замечает в своей книге, посвященной Старой Ладоге, что скандинавы при своем историческом движении на Восток, как правило, не основывали новых городов, а селились в уже существующих. Присутствует в науке и мнение исследователя С. Л. Кузьмина о том, что население Ладоги в древнейший период ее истории кардинально менялось несколько раз, но это мнение, видимо, в силу недостаточной убедительности для других ученых, не получило полного признания. Независимо от того, кто основал Ладогу, какое население по этнической принадлежности было в ней первым, бесспорно, что в VIII – IX вв. среди горожан массово присутствовали и славяне, и скандинавы, и выходцы из местных финских племен.

Что сначала называли Ладогой?

Поскольку имя Ладога носит не только город, но и озеро, и река, то издавна ведутся и споры, что вначале этим именем называлось. В последние годы исследователи пришли к общему мнению, что сначала возникло название реки, затем города, и только потом – озера. Сегодня большинство лингвистов возводят это название к финскому гидрониму Alode-jogi (jori) – «Нижняя река». Как бы подтверждая, что скандинавы появились на Ладоге, хоть и ненамного, но все же раньше славян, крупнейшая исследовательница в области северогерманской лингвистики, Т. Н. Джаксон явилась автором самой популярной на сегодня версии: от финского наименования возникло скандинавское «Альдейгья», в дальнейшем хорошо известный в скандинавских источниках «Альдейгьюборг», и уже от них произошло древнерусское «Ладога».

«Спор» летописцев и ученых о первой столице Руси

Согласно рассказам русских летописей в 862 г. объединенное посольство от племен славян и финнов, проживавших на Северо-Западе, пригласило на княжение варяга Рюрика с братьями. Так возникла Русь. И если по поводу того, где «сели» братья Рюрика, нет разночтений, то по поводу резиденции Рюрика, или другими словами, какой город стал первой столицей Северной Руси, разные летописные списки указывают на два места – Новгород или Ладогу.

О Новгороде в этом качестве прямо написано только в Новгородской первой летописи. В Повести временных лет в составе Лаврентьевской летописи о Новгороде сделана более поздняя вставка над строкой. Зато о Ладоге, как о резиденции Рюрика в течение 2–3 лет, пишут в самых достоверных и полных списках Повести временных лет – Ипатьевском, Радзивилловском, Хлебниковском, Московско-Академическом и др. О Ладоге, как первой столице Руси в течение 4 лет, писали и поздние русские летописи и, в частности те, которые до нас не дошли, но которые известны по трудам В. Н. Татищева.

В науке традиционно, со времен изысканий знаменитого текстолога А. А. Шахматова в конце XIX – начале ХХ вв., считается, что Новгородская Первая летопись, отражающая т.н. Начальный Свод, содержит более достоверные сведения, чем другие летописи. Так что же получается: Новгород, а не Ладога является первой столицей Руси? В спор летописцев в наше время вмешались ученые или, приняв сторону одного из двух летописных вариантов, или пытаясь их как то совместить. Например, известный украинский историк и археолог П. П. Толочко признавал, что Рюрик первоначально осел в Ладоге, но здесь варяжский конунг, выражаясь терминами летописи, просто «сидел», а перейдя в Новгород – «сидел и княжил», то есть приобрел более высокий политический статус. Кстати, другой, не менее знаменитый, но уже польский историк Х. Ловмяньский считал, что первоначально Олег Вещий пребывал в Ладоге, но потом перешел вовсе не в Новгород, а в Смоленск.

Особенно веское слово в пользу столичности Ладоги сказали петербургские археологи. Дело в том, что культурных слоев в Новгороде ранее середины Х в. пока не обнаружено. На «Новгород 862 года» может претендовать Рюриково городище возле современного Новгорода, возникшее не позднее середины IX в. Но по насыщенности и богатству находок для IX в. этот памятник уступает Ладоге. К тому же, как мы видели, городские слои в Ладоге известны и на целое столетие раньше. Как справедливо заметил А. Н. Кирпичников, варяги-мореходы, чтобы попасть по речным путям вглубь страны, в том числе и к истоку Волхова (где и находилось Рюриково городище), не могли миновать Ладоги в устье Волхова – богатое уже в то время торгово-ремесленное поселение. Таким образом, археология склоняет чашу весов в этом споре в пользу Ладоги. Но и некоторые современные исследователи русских летописей, например, известный ученый А. А. Гиппиус, полагают, что ладожская версия первой столицы более адекватна историческим реалиям, чем новгородская.

Важнейшие для будущей русской истории события «Призвания варягов» не могли происходить в чистом поле, поэтому трудно не согласиться с А. Н. Кирпичниковым, который  пишет: «Статус главного административного экономического и военного города северной части Руси, какой стала Ладога во времена княжения Рюрика, выразился в том, что здесь был принят «ряд», то есть договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности нового властителя. В Ладоге получили в свое владение Белоозеро и Изборск братья Рюрика».

Видимо, действительно Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода – Рюриково городище. Однако и после того, как столица Руси перешла в Новгород, а затем стараниями князя Олега Вещего в Киев (882 г.), Ладога еще несколько столетий обладала высоким, хотя возможно и не очень-то официальным политическим статусом.

Могила Вещего Олега и заговоренный меч Тюрфинга

Подтверждение высокого статуса Ладоги можно увидеть в таком факте, как место захоронения Вещего Олега. Согласно рассказу Новгородской первой летописи Олег умирает не в Киеве, как пишут другие летописи, а на севере Руси – в Ладоге. Известия о месте смерти Олега летописцы подтверждают и указанием о захоронениях Олега – или в Киеве, или в Ладоге. До сего дня в Ладоге можно увидеть большую сопку, которая издревле называется «Олегова могила»: в ней по местному преданию захоронен князь Олег. Можно задаться вопросом: даже если смерть настигла русского князя в Ладоге, почему его захоронили здесь, а не перевезли тело для погребения в столичный Киев?

Причина, видимо, кроется и в особом положении Ладоги, и в особенностях мировосприятия первых русских князей. Олег был варягом, «урманским князем», как пишет В. Н. Татищев, ссылаясь на Иокаимовскую летопись. А для скандинавских конунгов даже после переноса столицы в Киев Ладога оставалась важнейшим городом Руси, по крайней мере, первым городом Руси, с которым они встречались.

В скандинавских источниках Ладога (Альдейгьюборг) упоминается неоднократно. Через Ладогу, водным путем, скандинавы попадали на Русь, часто здесь оставались на зимовку. Известно по письменным источникам, что с конца Х в. через Ладогу на Русь следовали норвежские короли. В 1019 г. Ладога по условиям договора была отдана жене Ярослава Мудрого – шведской принцессе Ингигерд. С этого времени Ладогой довольно долго управляли шведские властители. О том, что этот город занимал приоритетное положение у норманнов – как место властвования конунгов, причем даже целых их династий, свидетельствуют скандинавские саги, восходящие к IX–X вв. Ладога даже оказалась включена в систему скандинавской мифологии. Например, этот город описывается как владение одного из сыновей бога Одина, от которого происходила династия «русских конунгов», а в «Саге о Хервёр» у представительницы древней династии ладожских ярлов оказался в руках знаменитый заговоренный меч Тюрфинг, изготовленный двумя карликами. Меч «рубил железо, как ткань» и «убивал человека всякий раз, как только его извлекут из ножен». Поэтому не удивительно, что Вещий Олег нашел вечное успокоение в Ладоге, где он, как нигде в другом месте Руси, был так близок к Одину и духам героических предков.

Три мирные ипостаси Ладоги

О значении Ладоги и в период Рюрика, и Вещего Олега, и позднее говорит ее история, отраженная в памятниках истории, археологии и культуры. За время раскопок только на Земляном городище было найдено свыше 40 тыс. находок и многие из них просто уникальны. Итоги археологических исследований свидетельствуют сразу о нескольких активных сторонах жизни средневековой Ладоги:


  • Не только важный стратегический пункт на евразийских торговых путях (считают, что восточная монета шла в Скандинавию через Ладогу), но и развитый ремесленный центр. Здесь открыты многочисленные мастерские – бронзолитейные, стеклодельные, кузнечные;
  • Административный центр. Найдено около 200 свинцовых вислых печатей и пломб, и заготовок к ним XI–XIV вв. Однако речь идет не просто о следах возможно привезенных сюда архивов каких-то важных документов – вислопечатных грамот, а о местном центре делопроизводства. Ведь из двухсот печатей около пятидесяти представляют собой заготовки к ним;
  • Религиозный центр. В древнерусский период, скорее всего, в первой половине и середине XII в. в Ладоге было построено сразу 5 каменных храмов. Для этого времени это был своеобразный рекорд. Исследователи полагают, что это было сделано по указанию Мстислава Владимировича Великого (1076–1132 гг.), бывшего в 1125–1132 гг. Великим Киевским князем. Среди этих церквей мировым художественным достоянием по праву считаются чудо древнерусского зодчества – храм Успения Богородицы и фрески церкви св. Георгия. Сложившийся в Ладоге тип храма был перенесен в Новгород и в другие русские города.


Но особую роль с момента возникновения Древнерусского государства играла Ладога как форпост на северных рубежах страны.

На защите Руси

Еще в летописях применительно к 862 г. есть сведения о постройке деревянной крепости в Ладоге, которую «срубил» Рюрик с братьями. Существует некоторая вероятность, что это сообщение как-то соотносится с данными археологов, исследовавшими в окрестностях Ладоги городище Любша. Это уникальная каменно-земляная крепость, имеющая в диаметре всего 50 м и датированная IX в. Фортификация крепости, возможно, имеет западнославянское происхождение.

Собственно к средневековому городу Ладоге относятся три последовательно существовавшие каменные крепости – конца IX – начала Х в., начала XII в. и XV – XVI вв., и одна древо-земляная 80-х гг. XVI в. Все они находились на мысу, который образовали две реки – Волхов и Ладожка. В 1116 г. каменная крепость была построена, вернее, перестроена ладожским посадником Павлом по указанию все того же киевского князя Мстислава Великого.

На протяжении веков Ладожская крепость неоднократно отбивала атаки противника, не раз, к сожалению, оказывалась и в руках врага. Собственно повторяла судьбу самого города.

Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Возглавил оборону посадник Нежата. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага вдоль озера. В том бою шведы потеряли почти весь свой флот. В память о блистательной победе и была построена церковь св. Георгия – небесного покровителя ладожан.

XVI век вошел в историю Ладоги, как мирный и конструктивный. Нападений на модернизированную крепость не было. Территория города достигала 16–18 га и вмещала более 100 дворов, в них проживало не менее 1000 человек. Но в 80-е гг. XVI в., в конце Ливонской войны шведские войска во главе с Делагарди подошли вплотную к Ладоге. В связи с этим воеводы царя Ивана Грозного развернули в городе новое оборонительное строительство. Кроме модернизации каменной крепости была построена рядом новая древо-земляная (ныне Земляное городище). Новую крепость строили, чуть ли не всей Русью: мастера и рабочие из Суздаля, Галича, Вологды, Ярославля, Углича, Костромы, Белоозера.  Насколько Иван Грозный придавал значение укреплению Ладоги, видно из состава той «команды», которую он направил сюда для того, чтобы «города делать»: воевода Иван Сабуров, думный дворянин Федор Лошаков-Колычев, печатник Иван Олферьев.

Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, «русских людей в Ладоге никого нет».

В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена: остались всего 35 посадских жителя, уцелели только Успенская и Георгиевская церкви и 6 пустых монастырей. Видимо, в первые десятилетия восстановления в память о великих битвах и бедствиях была построена деревянная церковь св. Дмитрия Солунского. И сегодня она – одна из жемчужин Староладожского заповедника.

Ладога начала отстраиваться заново. Поставленные Москвой воеводы управляли городом, но местных ресурсов для поднятия города, а особенно для сохранения боеспособности крепости не хватало. Но обращения в Москву за помощью в ремонте крепости остались без ответа. Крепость ветшала, и к концу XIX в. представляла собой по описанию очевидце жалкое зрелище.

И стала Ладога Старой

Бурная эпоха петровских реформ не принесла Ладоге столь желаемого обновления. Когда в 1704 г. Петр I основал Новую Ладогу в устье Волхова, Ладога была переименована в Старую Ладогу. Заодно великий реформатор России лишил Ладогу городского статуса и герба и заставлял ладожан переезжать жить в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась, но с этого момента начался упадок Ладоги.

Пожалуй, единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I – Евдокии Федоровны Лопухиной. На время пребывания опальной женщины был закрыт доступ в монастырь прихожанам, прекратилось пострижение новых послушниц, на территории монастыря постоянно находился военный отряд.

Потрясения XIX–ХХ веков почти не коснулись Старой Ладоги. Лишь ветшающие храмы и крепость все больнее напоминали о былом величии.

Многие именитые русские художники посещали Старую Ладогу. Наиболее заметным событием в череде посещений, целью которых было «глотнуть воздуха истории», стало прибытие сюда в 1899 г. водным путем, подобно викингу, Н. К. Рериха. Гордость и боль – те чувства, которые испытал великий художник от седеющего и дряхлеющего исторического ландшафта. От этого посещения человечеству осталась знаменитая картина «Заморские гости».

Лишь в советское послевоенное время началось возрождение Ладоги. Совместными усилиями Староладожской экспедиции и созданного в 1984 г. Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника были исследованы и отреставрированы самые крупные и значимые сокровища Старой Ладоги. Хочется верить, что Ладога переживает заново период возрождения, вновь стремится попасть в число культурных столиц. Здесь есть, куда расти в прошлое. Далеко не все богатства исторических недр Ладоги уже открыты. Как писал Н. К. Рерих, Ладога подобна неотпитой чаше.

Два чуда. Вместо послесловия

В 1995 г. я шел в Старой Ладоге по так называемой Варяжской улице – улице, сохранившей свою трассу, как минимум, с X в. Возможно, по этой самой улице ходил и Вещий Олег. Я зашел в церковь св. Георгия. В ней шли реставрационные работы, но мне разрешили войти. Я увидел, возможно, самую главную фреску, если не в истории человечества, то в своей жизни. На ней св. Георгий вёл на поводке укрощенного змея. Не пронзал копьем, как мы привыкли видеть и понимать борьбу добра и зла. Старая Ладога, в которой мирно уживались народы, религии, культуры, способна еще многому нас научить….

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Знаменитые люди (9) Все люди

Добавить человека

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.